Пасмурно  снег  −11…+1°C
Вход Добавить на сайт
18 марта 2015 г. 11:20 1677 Районы, кварталы

Районы, кварталы: Денис Рубин

Peterburg2.ru продолжает рубрику "Районы, кварталы", где интересные люди Петербурга рассказывают о своих любимых местах в городе. В этот раз экскурсию по петербургским местам провёл программный директор музея современного искусства Эрарта, Денис Рубин.


 

Из всех районов Санкт-Петербурга самый загадочный, странный и одновременно самый притягательный для меня – это Васильевский остров. Это очень непонятное место, которое одновременно является центром, или почти центром, города и при этом до сих пор несёт в себе ярко выраженные провинциальные черты.

Находясь на острове, никогда точно не можешь определить, куда именно ты попал – в старый и атмосферный Петербург, в спальный район или большую производственную зону.

Здесь удивительно красиво и удивительно спокойно. Здесь до сих пор можно найти маленькие двухэтажные дома, деревянные строения или, например, полузаброшенное трамвайное депо. И только здесь, ну, может еще в конце Лиговки, можно найти целый ремесленный квартал. Большие бордово-кирпичные здания, в которых соседствуют кузнецы, скульпторы, авторемонтники и, совершенно неожиданно, редакция крупного петербургского медиа-холдинга.

За очень короткую пешую прогулку вы можете сменить несколько ощущений. Начать путь среди старинных особняков и мощёных улиц, миновать доходные дома 19 века, пройти через конструктивистскую архитектуру века 20-го, дальше к "сталинкам" и "хрущевкам", а в итоге оказаться в порту – с современными высотными зданиями и вечно строящейся набережной, продуваемой всеми ветрами.

Мне одно время посчастливилось жить на Васильевском острове, в доме непонятного возраста, по соседству с Центром имени Курёхина, более известного старожилам под именем кинотеатр "Прибой". Особенно приятно было выгуливать собаку и прямо вместе с ней заходить проведать очередную "Этномеханику" в этот самом центре.

На "Ваське" очень много по-настоящему странных мест, но я расскажу лишь о некоторых из них.

Улица Репина. Ее нужно рассматривать всю – от начала до конца. Потому что путь по ней – это отдельное приключение и абсолютно точно – "выброс" в иную реальность. Особенно впечатляло появление на ней в старые времена, когда все подъезды были открытыми и сквозными, и ты мог с фешенебельной первой линии острова через дом, например, Ивана Андреевича Крылова, вдруг попасть прямиком в 19, а то и 18 век. Потому что улица осталась именно в том времени. Она очень узкая и, главное – вымощена старым булыжником. И дома в ней остались прежние – невысокие, прилепившиеся один к другому, полные потайных закоулков и двориков. Где-то остались дровяные каретные сараи, где-то – куски оград и лепнин. Где-то – обязательный алкоголик, лежащий около подъезда как минимум двести лет. Архетипично лежащий.

Если вам повезет – а шансов на это очень много – вы обязательно застанете на этой улице съёмки какого-нибудь очередного исторического фильма. И тогда абсолютно органично здесь будут смотреться солдаты в царских мундирах, пропойцы из книг Достоевского или бомбисты-народовольцы. В такие минуты дома обретают старинные вывески – типа "Торговля купцов Бармалеевыхъ". Очень часто эти вывески забывают снять. И "Торговля" радует глаз прохожих еще многие годы спустя.

Если идти дальше – вглубь острова – ты оказываешься на пешеходной 6 линии В.О. И это, наверное, единственное место в городе, которое по-настоящему напоминает Европу. Здесь "пешеходность" смотрится абсолютно органично. Здесь всегда играют уличные музыканты, куча людей сидит на лавочках круглосуточно, а общий тон задают студенты, чьи учебные заведения находятся тут на каждом шагу, и местные алкоголики – потому что они – это обязательная составляющая любого аутентичного спального района Петербурга.

Самое европейское кафе на этой улице – это "Жан-Жак", одно из четырех французских бистро, открытых в Петербурге моим старым другом Дмитрием Борисовым. Недано я узнал от него, что французское кафе – во всем мире является таким негласным символом свободы. Здесь этот дух ощущается абсолютно точно. И здесь абсолютно точно – вкусно и можно сидеть очень долго.

Пройдя чуть дальше – завернув за знаменитую и невероятно красивую снаружи и внутри, аптеку Пеля, вы можете неожиданно для себя обнаружить двор, а в том дворе - очень странный объект - башню неизвестного предназначения, старой кирпичной кладки, скорее всего созданную для каких-то пожарных или смотровых нужд. Но хочется думать, что главный ее смысл – конспирологический. Так как каждый кирпичик башни пронумерован по какому-то неведомому принципу.

Когда я впервые увидел эти числа, я долго ломал голову над данной загадкой. Пока, спустя несколько лет, на организованный нами кинофестиваль не пришла документальная лента, посвященная тому как один известный художник-акционист – запамятовал его имя, к сожалению – как раз и занимается тем, что тщательно нумерует каждый кирпичик. Вот таким неожиданным образом – старая утилитарная конструкция соединилась с современным искусством. Не очень понятно зачем. Зато – превратилась в сумасшедший урбанистический объект.

Буквально через несколько шагов – в первом же дворе 8-ой линии, если идти по ней от Большого проспекта, – вы сможете увидеть еще один "невольный" арт-объект. Какие-то доброхоты-благоустроители территорий, руководствуясь, я думаю, исключительно благими намерениями, построили детскую песочницу в виде мозаичного китайского дракона. И это смотрится очень концептуально. Двор с драконом – это практически берлинский стиль, где подобные проявления буйной фантазии художника можно встретить в самых неожиданных местах. Другое дело – что в нашем случае подобное искусство появляется не благодаря, а вопреки чьей-то художественной доброй воле.

Пройдя еще минут пятнадцать, мы попадем к тому месту, о котором я уже говорил в начале – центру "Прибой", превратившемуся в международный культурный центр. Обычный типовой кинотеатр, сохранивший все формальные архитектурные признаки оного. Только в нём теперь поселилась совершенно новая и безумная жизнь.

В этом, понемногу ветшающем здании минимум четыре раза в год собирается толпа людей и толпа артистов со всего света. Благодаря стараниями Анастасии Курёхиной, это место превратилось в оплот современной музыкальной культуры.

Иногда, конечно, культура эта чудовищно диссонирует с ветхим антуражем здания, но в основном скорее наоборот – попадает в удивительный резонанс – и в итоге, опять же, выглядит вполне по-европейски. В любом случае – посмотреть, например, на выступление Dub FX среди старых советских стен, потолков и кресел – увлекательный экспириенс. А такое было, – отвечаю авторитетно – так как сам приложил к этому руку.

Завершить путешествие я хочу на том месте, с которым связаны последние четыре года моей жизни. Это музей Эрарта. На месте старого и разрушенного завода "Каучук", по соседству с ещё одним памятником уходящей эпохи – ДК имени Кирова, четыре с половиной года назад вырос крупнейший негосударственный музей современного искусства в России.

Здесь нет ничего ветхого. Здесь всё невероятно технологично, удивительно даже для многих туристов. А дети здесь, например, очень любят ездить на стеклянных лифтах. И, да, здесь нет бабушек-смотрительниц.

И каждый день здесь вырабатывается какая-то правильная энергия, благодаря которой на всех уровнях ощущается как район вокруг превращается в место силы. Здесь, что удивительно, даже не обязательно смотреть на экспозицию или посещать события, которые мы организовываем с какой-то бешенной интенсивностью.

Здесь можно просто пробраться на балкон третьего этажа, подгадать так, чтобы это был майский или июньский день – и наслаждаться удивительной атмосферой, которая сочетает в себе ощущение причастности к современной кипучей артистической жизни и одновременно полное, практически санаторное спокойствие.

Вид на город и жизнь здесь становятся так хороши, что, кажется, с Васильевс кого острова совсем не нужно больше никогда никуда уходить. Все-таки Иосиф Бродский точно знал, о чём он пишет в одном из самых знаменитых своих стихотворений.

Автор: Светлана Корнева (фото - из открытых источников)
Центр современного искусства им. Сергея Курёхина, Дворец культуры им. С. М. Кирова, Музей современного искусства Эрарта, Аптека доктора Пеля
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
Сколько будет 80 плюс 13?: Обновить
 



Статьи по теме
Районы, кварталы: медиакоординатор Гринпис России Виолетта Рябко Районы, кварталы: медиакоординатор Гринпис России Виолетта Рябко В Центральном районе мне катастрофически не хватает зелёных зон. Поэтому я живу на Площади Мужества, в спальном районе, буквально окруженном парками и скверами,― экскурсию по своему любимому району в городе провела Виолетта Рябко, медиакоординатор Гринпис России....
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть сертификат на квест "Захват мира" от компании Affect.

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть один из сувениров к мультфильму "Моана".