Пасмурно  дождь  −5…+2°C
Вход Добавить на сайт
9 апреля 2015 г. 15:22 1017 Кино

Михаил Идов: "В России хороший сериал – всегда подвиг"

В среду на Новой сцене Александринского театра публицист и автор сценариев "Духless 2", "Рашкин" и "Лондонград" Михаил Идов выступил в рамках просветительской программы "Повестка дня". Peterburg2.ru публикует лучшие моменты беседы с бывшим редактором GQ Russia.


 

Об идее storytelling’а

В русском языке нет прекрасного английского слова storytelling, то есть "рассказывание историй". И я сейчас хочу поговорить как раз о практике рассказывания историй в разных дисциплинах, потому что основные ее постулаты не меняются от дисциплины к дисциплине. Эта практика немногоо не в цене сейчас, мне кажется, в современной российской культуре.

Из-за этого великого груза великой русской литературы, под которым мы все живем, когда абсолютно все написанное на русской языке должно быть сравнено с Достоевским, из-за этого, мне кажется, потерялась частность рассказов, потерялась частность повествования. Очень перемешались понятия темы и сюжета.

И я, в принципе, за восстановление первичной роли сюжета в повествовании, потому что главная задача рассказчика – это заинтересовать аудиторию, дать ей пожить своей жизнью. Не рассказать свою историю, не отрезать кусок себя, а заинтересовать зрителя-читателя-слушателя. Мне кажется, заинтересовывать аудиторию немного неприлично, потому что неприличным кажется доверительно относиться к аудитории. В принципе, идеал искусства в современном российском понимании – это такой диктат и террор автора над аудиторией и даже презрение автора к аудитории. Все остальное считается немного подозрительным.

О темах и сюжетах

Очень часто я вижу, что вместо сюжета предлагается тема. Мне кажется, именно этот подход является неправильным. Сюжетов в мире вообще достаточно мало, как утверждают теоретики, вообще только три, а тем как раз неограниченное количество, которые вполне естественным образом могут прилепиться к сюжету. Вот вам простор для анализа, для критики и так далее.

Но если бы Винс Гиллиган (сценарист сериала "Во все тяжкие") сел за условный письменный стол с задачей "написать великий американский эпос о прогнившей американской мечте на просторах Нью-Мексико", то ничего не получилось бы. Очень часто российские авторы как-то странно садятся примерно с такого уровня задачей.

При этом, например, Нью-Мексико, вся эта прекрасная иконография нью-вестерна, которая проходит сквозь весь сериал и отличает его от других, она случайная. Сначала действие вообще должно было происходить в Лос-Анджелесе, потом выяснилось, что Альбукерке предлагает студиям выгодные налоговые поблажки, и тогда быстро переписали весь сценарий, открыв огромный великолепный семантический пласт этих индейских поселений, заброшенного дикого Запада, чего там не было бы. Это все рождалось из случайностей, обусловленных сюжетом и реалиями производства.

О "Духless 2" как американском корпоративном триллере

Когда мы с моих соавтором Андреем Рывкиным работали над сценарием "Духless 2",  у нас была четкая жанровая задача: мы хотели сделать американский корпоративный триллер. Это жанр, который в России не существует по ряду причин. Отчасти оттого, что считается, что средний русский зритель не готов ассоциировать себя с героем корпоративного триллера, то есть с юристом, с банкиром, с человеком в костюме, который ходит на работу в стеклянный офис.

Русский зритель (считается) готов ассоциировать себя с солдатом, с поэтом, с алкоголиком, с бандитом, с кем угодно, но не с офисным планктоном. Но здесь у нас появилась возможность поиграть с простым человеком в костюме, которого засасывает огромная интрига. Разумеется, делая корпоративный триллер на российской почве, ты тут же убеждаешься, что единственный способ его написать – это если роль злой корпорации сыграет государство.

Таким образом, все оттенки смыслов, которые кинокритики вытаскивают из этого фильма, в общем-то обусловлены тем, что нам нужно было пространство для игры в определенный, совершенно мейнстримовый, жанр. Я вполне горд тем, что у нас получилось. Это не притворяется ничем, кроме развлечения, и именно поэтому нам удалось сказать много вещей о коррупции, о той же прогнившей системе и так далее, причем совершенно (пока что) безнаказанно. Опять же, только потому, что это не было обличено в артхаусную форму, которая ставит тему на первый план, а формально остается развлечением.

О сериалах как идеальной форме повествования

Мы сейчас поняли все, что идеальной формой для рассказывания истории является телесериал. Абсолютно все, что 10 лет назад предлагалось бы как фильм, сейчас предлагается как сериал. Зачем рассказывать историю два часа, когда можно рассказывать ее 22 часа еще и с потенциалом на продолжение? То, что сериалы – новое кино, это некоторое клише, конечно. Они не новое кино, они, конечно, новая литература.

Качественный сериал – это самое близкое, что сейчас существует к формату традиционного великого романа, романа, который начинается картинкой генеалогического древа. Здесь есть потенциал бесконечного обогащения второго и третьего плана, можно постоянно менять фокус, зависать на каких-то деталях, можно посвятить одну серию подробному рассказу о каком-то персонаже, у которого в фильме была бы реплика "Кушать подано" и так далее.

В этой бесконечности есть и проблемы. Потому что сериал в его современном американском понимании не может считаться искусством в полной мере, если он заточен под это бесконечное растягивание. Мне кажется, любое произведение искусства в какой-то момент должно быть закончено. И когда люди садятся что-то писать, не имея ни малейшего представления о том, куда это все зайдет; когда единственным барометром того, сколько эта история будет длиться, является коммерческий успех начала этой истории, - это немного выбивает из категории искусства. Поэтому сейчас приобретает популярность такой формат limited series.

О российских сериалах как продолжении советских фильмов

В России сериалы вытекают, скорее, из советской школы многосерийного телефильма, и чему-то стоящему очень трудно дожить до второго сезона. Например, в свое время прогремел сериал "Ликвидация". В Америке он сейчас бы до сих пор шел, был бы на двенадцатом сезоне. Но в России, как вы знаете, не было даже второго. "Оттепель" - очень хорошее и качественное кино, но именно что кино.

Вот очень трудно создать второй сезон чего-либо, если это не поставленная на поток вертикальная история вроде ситкома. Почему это так? Потому что в России хорошие сериалы – это не результат работы функционирующих институтов продюсирования, а всегда подвиг.

Это порыв какого-то человека, который "заболел", загорелся этой темой, тянул ее на себе, забыл про деньги, потому что денег в одном сериале не может быть достаточно, чтобы заниматься им два-три года, который просто хотел рассказать эту историю. Это как раз то, что произошло с "Оттепелью".

О том, какой должна быть индустрия сериалов в России

Очень хотелось бы, чтобы просто работала машина по производству качественного контента. Пусть даже не какого-то мегавеликолепеного, а просто среднего. Чтобы самовоспроизводящийся средний уровень работал так, как он работает в Штатах, где система заточена на середину. Потому что на ее фоне потом рождаются какие-то гениальные вещи.

Поскольку, когда система заточена на халтуру по всем фронтам, то появление даже просто хороших вещей требует проявления совершенно маресьевских усилий. Это очень печально, но, надеюсь, это можно как-то превозмочь.

Мы все пытаемся сделать не какую-то непревзойденную вещь, какой-то гениальный Twin Pеаks, который изменит всю индустрию. Нет, это просто попытка поднять средний уровень Мне эта задача представляется не менее благородной, чем самые художественные порывы.

Автор: Мария Кучер
Михаил Идов
Александринский театр. Новая сцена
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
Сколько будет 69 плюс 1?: Обновить
 



Статьи по теме
Тарковский, братья Дарденн и немое кино: старые фильмы на большом экране в ноябре Тарковский, братья Дарденн и немое кино: старые фильмы на большом экране в ноябре Нет ничего лучше классики кинематографа, тем более, когда её показывают на большом экране. Собрали самые важные и интересные ретроспективы и показы старых фильмов в ноябре. Немые ленты в музыкальном сопровождении, ретроспектива знаменитых братьев Дарденн и скандальные ленты известных режиссёров - в нашем...
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть сертификат на квест "Захват мира" от компании Affect.

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть один из сувениров к мультфильму "Моана".