12248
Елизавета Климова: "Я не считаю себя учителем, я – проводник"
ART JUNKY – петербургский образовательный проект, который доступным языком в формате edutainment знакомит слушателей с миром искусства. Основатель и главный лектор проекта Елизавета Климова рассказала нам, как появился ART JUNKY, почему Ван Гог всегда идет на ура и как быть тем, кто только начинает знакомство с искусством.
Идея своего образовательного проекта пришла ко мне, можно сказать, случайно. Я достаточно долго проработала в сфере пиара и организации мероприятий. А потом был перерыв в несколько лет, когда я ничего не делала, искала себя. Я много путешествовала, наконец-то получила возможность воочию увидеть все то, что изучала в университете, и это, безусловно, на меня повлияло.
По образованию я – преподаватель теории и истории искусства, то есть самый настоящий педагог. Искусство всегда было моей страстью. Но долгое время мне казалось, что мое образование совершенно не востребовано на рынке труда. Дело в том, что я абсолютный антиакадемист, я ненавижу всю эту ригидную систему, которая учит лишь молча слушать, но не учит размышлять. Поэтому мысль пойти работать по специальности в госучреждение меня никогда не привлекала (хватило вузовской практики, спасибо), а делать что-то самой казалось невероятным.
Но все поменялось само собой, возможно, просто время пришло. Нынче образование – тренд. Повсюду открываются частные школы, студии, люди стали любопытнее. Появилась возможность для реализации.
Почти два года назад, еще проживая в Москве, я обратилась в один культурный центр с предложением вести у них лекции по искусству. Они дали добро. Я попробовала – мне понравилось. Затем был переезд в Питер. Здесь познакомилась с одной хорошей девушкой, которая занималась организацией лекций в нескучном формате. Какое-то время сотрудничала с ее проектом, а потом созрела и для своего собственного. Так 8 февраля на свет появился ART JUNKY.
Начинать проект было сложно – это всегда страшно. Вот думаешь – кто я такая, да кто ко мне пойдет. Но приходят. И это очень стимулирует. Сначала я вела лекции бесплатно – договаривалась с площадками, они платили мне какой-то процент или фиксированную небольшую плату, а люди приходили бесплатно. Поэтому на лекции приходило много народа. Рекламу никакую не давали – только группа в социальной сети "ВКонтакте", да приглашения на мероприятие. Все – вся реклама. Но тут как-то раз мне повезло – анонс моих лекций случайно попал в очень раскрученные паблики, и ко мне на мероприятие пришло 200 человек при вместимости зала 60. Тогда мы поняли с организаторами, что пора делать платный вход. Сначала он был весьма небольшим, чтобы не отпугнуть людей. Любители бесплатных лекций отвалились сами собой, остались любители искусства, стала формироваться своя аудитория.
Моя миссия – "сеять разумное доброе вечное", как говорил классик. А если серьезно, я ставлю себе амбициозную цель менять привычный взгляд моей аудитории на искусство. Иными словами, я прокачиваю художественное восприятие моих слушателей, стараюсь расширить их границы. Но самое главное, конечно, я призываю их размышлять. Становиться самими себе искусствоведами, опираясь на собственные чувства, а не авторитетные издания. Задаваться вопросами: Почему это шедевр? Что я чувствую, когда смотрю на эту картину? Что во мне цепляет это произведение искусства? И отказываться от предвзятости. Прежде, чем судить искусство это или нет, неплохо бы разбираться в том, о чем судишь – не так ли?
Я не считаю себя учителем, я – проводник. Я беру человека за руку и погружаю его внутрь картины, а дальше, как пойдет. У кого-то отзывается очень мощно. Я это улавливаю и мне дико приятно – значит, цель достигнута. Выстрел попал в яблочко.
Мои мероприятия абсолютно интерактивны. Люди устали слушать, люди хотят участвовать в обсуждении. И я им даю такую возможность. Сейчас я все больше и больше включаю аудиторию в процесс – придумываю практические задания, даже хепенинги устраиваю иногда. Касательно всевозможных видов мероприятий – тут моя фантазия безгранична. У меня нет столько возможностей, сколько есть идей. Из основных форматов могу назвать киноклуб "Искусство и богема", цикл лекций-погружений "История одного шедевра", курс лекций, посвященный гениям ХХ века. Например, сейчас во всю идет курс Modern art – об основных течениях в искусстве второй половины 19го - первой половины 20го века. Скоро стартует новый курс "лекций-дуэлей"- будем обсуждать сотрудничество и соперничество самых известных художников, анализировать творчество – искать сходство, подмечать различия. В общем, весьма увлекательное занятие будет, скажу я вам.
Первая "лекция-дуэль" будет посвящена трагической дружбе и творческому союзу (или соперничеству?) Винсента Ван Гога и Поля Гогена
У меня, как у любого нормального человека, есть любимые художники и любимые течения в искусстве. О них рассказывать всегда легко и приятно – это настоящая радость. Еще люблю выбирать провокационные темы, когда знаю, что сейчас аудитория будет закрываться, сопротивляться, тогда я готовлю заранее речь – как адвокат на суде. Ставлю себе задачу, чтобы они если и не полюбят, то хотя бы оценили. Мой любимый период в искусстве – конец 19-начало 20 века. Но это все весьма условно, потому что искусство – это вселенная и там столько всего интересного... Для своих лекции я выбираю темы, о которых люди имеют уже хоть какое-то представление – такое им интереснее изучать. Совсем новое идет плохо, а импрессионисты и Ван Гог всегда идут на ура в любом формате лекций. Таковы реалии на сегодняшний день.
Тем, кто только начинает знакомство с искусством я советую начать с посещения музеев. Порекомендую выключить голову, включить сердце и сходить в музей или галерею. Бродить, смотреть, задавать себе вопрос – нравится, не нравится и честно на него отвечать. Затем выбрать то, что нравится и немножко покопать в этом направлении – сходить на лекцию по теме, посмотреть фильм (художественный или документальный), почитать о художнике. Ну а дальше все само собой пойдет. Важно, чтобы изначально зацепило, откликнулось.
У моего проекта весьма тривиальные задачи – захватить мир. :) В идеале я хочу свою арт-резиденцию, школу свободных искусств, где будет совершенно иной подход к преподаванию. Но это пока мечты... Сейчас для меня в приоритете собрать команду таких же сумасшедших и смешных, как пел один известный рок-музыкант. Планов много, идей море, главное не терять оптимизма. In art we trust – let's have fun!
По информации:Рекомендованы для посещения Петербургом2
|