Пасмурно  небольшой снег  0…−7°C
Вход Добавить на сайт
11 октября 2016 г. 23:30 1677 Культура

Цифровая живопись, "Черный шум" и рисунки глазами: петербуржцы осваивают "МАРС"

Первым проектом московского мультимедийного центра, открывшего свой филиал в Петербурге, стала выставка работ медиа-художников из России, Турции и Франции — экспериментаторов-изобретателей, творящих чудеса со светом, технологиями и звуком. Нам удалось увидеть старт центра и узнать некоторые подробности у директора "МАРСа", Сергея Демчева.


 

Мультимедийные выставки, просочившиеся в Россию, к сожалению, всего несколько лет назад, несомненно, по-прежнему вызывают живой интерес. Однако, если бесконечно "оживающие полотна", в первую очередь приходящие на ум при упоминании о подобных проектах, успели наскучить, уже вне зависимости от выбора героя-художника, выставка "Теория Поля" стала приятным сюрпризом не только для любителей современного искусства.

О МАРСЕ

"Теорию Поля" в Петербург привез московский центр "МАРС" крупнейшая площадка для творческих экспериментов актуального искусства и современных технологий. Сегодня Центр активно представляет мультимедийные проекты, наполняя свое выставочное пространство digital-инсталляциями с использованием света и звука. А 28 лет назад, когда "МАРС" только открывался, то позиционировал себя и, собственно, и являлся (до середины нулевых) — первой частной галереей современного искусства в Москве. О галерейном прошлом сейчас напоминает около трех сотен значимых работ художников второй половины прошлого века, хранящихся в собрании центра. Кстати, часть этих работ тоже уже успела побывать в Петербурге, прошлой зимой в рамках выставочного проекта Эрарты.

Нынешней формат "МАРСа" не только позволил занять пока еще свободную нишу и привлечь внимание современного зрителя, но и стать коммерчески и стратегически точным решением. Успешный старт в Москве дал возможность Центру расширить географию — весной "МАРС" открыл свой филиал в Абрау-Дюрсо, а осенью решил приехать в Петербург. Выставочное пространство открылось в Пассаже.


Петербургский "МАРС" — три этажа, разделенные на несколько зон, в рамках которых, каждый проект занимает отдельное место, захватывая зрителя своей идеей. Большая часть проектов погружена в темноту, где происходит диалог со световыми и звуковыми эффектами, две инсталляции приглашают в свой мир только с помощью специальных очков, расширяющих пространство и возможности.

О работе петербургского филиала "МАРС" рассказал директор Центра, Сергей Демчев


Станет ли филиал в Петербурге постоянной площадкой для выставок "МАРСа"? Почему в качестве площадки был выбран Пассаж?

— Да, это будет полноценный филиал с выставками и насыщенной  параллельной программой.

"Пассаж" нам подошел как по локации,  так и по пространству для выставки. Мы заинтересованы в том, чтобы быть максимально близкими к зрителю, поэтому  важно было найти  площадку в историческом центре города. Тут оказалось подходящее  для выставки пространство, в котором, конечно, мы  провели  большую работу под нужды технологически сложного проекта.

Подготовка выставки проходила в сжатые сроки. Изначально планировалось, что в бар "Бездельники" приедет выставка "Метаформы", которая уже экспонировалась в Москве. Почему в Петербурге решили показать все же "Теорию Поля"?

— Первоначально мы планировали анонсировать будущее появление "МАРСа" в Петербурге выставкой "Метафоры", но впоследствии решили открыть полноценный филиал. Выставки такого формата проблематично привозить на время: они требуют решения сложных технических вопросов и серьезной подготовки персонала. Именно поэтому мы придерживаемся стратегии открытия собственных центров, благодаря чему мы можем популяризировать и развивать аудиовизуальное искусство в новой локации.


 По какому принципу составлена экспозиция? Что объединяет работы?

— Выставочный проект "Теория Поля" — попытка осуществить взаимодействие зрителя с аудиовизуальными инсталляциями. Медиа-инсталляции, представленные на выставке, окружают зрителя своими оптико-звуковыми полями. Посетители при этом — полноправные участники событий, ведь от их участия зависит, каким именно получится оптический эффект. Российские и зарубежные художники в своих работах сконструировали визуальные эффекты, которые в равной степени обволакивают смотрящего и нуждаются во взаимодействии с ним.



Как вы привлекали иностранных авторов? Где удалось познакомиться с их работами?


— С Гийомом Марманом (медиа-художник из Лиона, работающий с киноязыком и исследующий взаимосвязи между кино и другими медиа, в том числе с музыкой. – прим. ред.) мы работали на выставке "Пятое измерение: сингулярность", а работы Туна Памира (турецкий художник, исследующий степень взаимодействия человека и машины в современном мире. — прим. ред.) мы увидели на конференции Contemporary Istanbul в ноябре 2015 года. Одна из важнейших задач центра — отслеживание современных перспективных художников, которых впоследствии по кураторскому принципу мы подбираем к будущим выставкам.

Кто основная аудитория проекта? К сожалению, в пространстве отсутствует информация, открывающая выставку, рассказывающая о художниках и работах. Значит ли это, что "Теория Поля" создавалась для подготовленного зрителя?

— Проекты "МАРСа" затрагивают все человеческие чувства и не требуют специальных знаний и навыков, поэтому мы рассчитываем на широкий круг зрителей. Шестого октября состоялся технический запуск, конечно, вся навигация и дополнительная информация о выставке и художниках появится в ближайшее время. В залах работают гиды, которые рассказывают о работах и авторах и помогают посетителям. Кроме того, для этой выставки мы разработали специальное мобильное приложение, которое по мере движения по выставке рассказывает об инсталляциях и художниках.

Будет ли какая-то параллельная программа: лекции, экскурсии, вечеринки в рамках выставки?


— Да, конечно, по аналогии с московским центром мы планируем масштабную параллельную программу, в рамках которой будем устраивать паблик-токи, лекции, концерты и специальные мероприятия, как в самом Центре, так и за его пределами.


 Планируются ли специальные проекты для Петербурга, которые будут отличаться от московских?

— В наши задачи входит продвижение аудиовизуального искусства, мы планируем сохранить эту стратегию и в Северной столице: как через собственные выставки и образовательные программы, так и через спецпроекты. Мы уже сейчас разрабатываем несколько несвойственных для московского Центра инициатив, в том числе с интеграцией в городскую среду. У нас есть опыт взаимодействия с художниками из Петербурга, но это в основном специальные проекты, которые рассматриваются в частном порядке.

Фавориты Peterburg2 на выставке "Теория Поля"

TUNDRA "Black Noise" (Россия)

TUNDRA — это петербургская команда, состоящая из видеохудожников, музыкантов, звукоинженеров и программистов. Музыкальный ряд для инсталляций создается постоянными участниками команды  группой D-Pulse. 

Инсталляция "Черный шум" как раз одна из тех, что требует надеть специальные очки. После чего зритель оказывается в ЗD мире, где среда становится объемной, растягиваясь в пространстве. Мимо, в разных плоскостях проносятся потоки из цифровых помех. Они наглядно имитируют беспрерывное движение невидимых физических полей. Находясь напротив гигантского экрана, кажется, что помехи  и геометрические фигуры, находящиеся внутри пространства выходят за пределы плоскости и притягивают к себя.

Tuna Pamir "Other Portrait" (Турция)

Tuna, увлеченный искусством и фотографией, мастерски создает интерфейсы игровых приложений для ведущих компаний. Проект для "Теории Поля" является дебютной работой подобного формата. 

Используя опыт работы, художник воплощает идею слияния человека и машины. Интерфейс электронного устройства, наблюдая за взглядом зрителя, запоминает его и позволяет глазам стать главным инструментом в создании любого художественного изображения, на который только способна фантазия и динамика вашего взгляда. Так, всего за несколько секунд, установив контакт с гаджетом, можно рисовать, не совершая ни единого движения.

Гийом Марман "Тимей, или музыка сфер" (Франция)

Гийом превращал свои детские работы в экспериментальные фильмы, пытался возродить визуальное искусство, объединив его со сценическим перфомансом, а сейчас создает коллаборации с талантливыми музыкантами для своих проектов.

В работе, в рамках "Теории Поля",  художник обращается к Платону и его взгляду на устройство Вселенной, где каждая планета имеет свой собственный звуковой тон, основанный на особенности ее орбитального вращения. Соединив движение небесных тел с законами музыкальной гармонии, Марман пронизывает зрителей тонкими лучами света, которые словно выстреливают из стены в застывшего от неожиданности зрителя.

Автор: Виктория Москалева
Торговый центр Невский Пассаж, Мультимедиа проект "Теория поля"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
Сколько будет 33 минус 13?: Обновить
 



Статьи по теме
Дед Мороз, Шнуров и День Эрмитажа: 20 ярких событий зимы Дед Мороз, Шнуров и День Эрмитажа: 20 ярких событий зимы Средневековый праздник в Выборгском замке, масштабная выставка Айвазовского, 3D-спектакль на стенах Эрмитажа, фестиваль бенгальских огней и мировые премьеры в театрах города — рассказываем, как не заскучать этой зимой. ...
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть сертификат на квест "Захват мира" от компании Affect.

Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть один из сувениров к мультфильму "Моана".