Пасмурно  небольшой снег  −5…+1°C
Вход Добавить на сайт
11 октября 2016 г. 23:30 1884 Культура

Цифровая живопись, "Черный шум" и рисунки глазами: петербуржцы осваивают "МАРС"

Первым проектом московского мультимедийного центра, открывшего свой филиал в Петербурге, стала выставка работ медиа-художников из России, Турции и Франции — экспериментаторов-изобретателей, творящих чудеса со светом, технологиями и звуком. Нам удалось увидеть старт центра и узнать некоторые подробности у директора "МАРСа", Сергея Демчева.


 

Мультимедийные выставки, просочившиеся в Россию, к сожалению, всего несколько лет назад, несомненно, по-прежнему вызывают живой интерес. Однако, если бесконечно "оживающие полотна", в первую очередь приходящие на ум при упоминании о подобных проектах, успели наскучить, уже вне зависимости от выбора героя-художника, выставка "Теория Поля" стала приятным сюрпризом не только для любителей современного искусства.

О МАРСЕ

"Теорию Поля" в Петербург привез московский центр "МАРС" крупнейшая площадка для творческих экспериментов актуального искусства и современных технологий. Сегодня Центр активно представляет мультимедийные проекты, наполняя свое выставочное пространство digital-инсталляциями с использованием света и звука. А 28 лет назад, когда "МАРС" только открывался, то позиционировал себя и, собственно, и являлся (до середины нулевых) — первой частной галереей современного искусства в Москве. О галерейном прошлом сейчас напоминает около трех сотен значимых работ художников второй половины прошлого века, хранящихся в собрании центра. Кстати, часть этих работ тоже уже успела побывать в Петербурге, прошлой зимой в рамках выставочного проекта Эрарты.

Нынешней формат "МАРСа" не только позволил занять пока еще свободную нишу и привлечь внимание современного зрителя, но и стать коммерчески и стратегически точным решением. Успешный старт в Москве дал возможность Центру расширить географию — весной "МАРС" открыл свой филиал в Абрау-Дюрсо, а осенью решил приехать в Петербург. Выставочное пространство открылось в Пассаже.


Петербургский "МАРС" — три этажа, разделенные на несколько зон, в рамках которых, каждый проект занимает отдельное место, захватывая зрителя своей идеей. Большая часть проектов погружена в темноту, где происходит диалог со световыми и звуковыми эффектами, две инсталляции приглашают в свой мир только с помощью специальных очков, расширяющих пространство и возможности.

О работе петербургского филиала "МАРС" рассказал директор Центра, Сергей Демчев


Станет ли филиал в Петербурге постоянной площадкой для выставок "МАРСа"? Почему в качестве площадки был выбран Пассаж?

— Да, это будет полноценный филиал с выставками и насыщенной  параллельной программой.

"Пассаж" нам подошел как по локации,  так и по пространству для выставки. Мы заинтересованы в том, чтобы быть максимально близкими к зрителю, поэтому  важно было найти  площадку в историческом центре города. Тут оказалось подходящее  для выставки пространство, в котором, конечно, мы  провели  большую работу под нужды технологически сложного проекта.

Подготовка выставки проходила в сжатые сроки. Изначально планировалось, что в бар "Бездельники" приедет выставка "Метаформы", которая уже экспонировалась в Москве. Почему в Петербурге решили показать все же "Теорию Поля"?

— Первоначально мы планировали анонсировать будущее появление "МАРСа" в Петербурге выставкой "Метафоры", но впоследствии решили открыть полноценный филиал. Выставки такого формата проблематично привозить на время: они требуют решения сложных технических вопросов и серьезной подготовки персонала. Именно поэтому мы придерживаемся стратегии открытия собственных центров, благодаря чему мы можем популяризировать и развивать аудиовизуальное искусство в новой локации.


 По какому принципу составлена экспозиция? Что объединяет работы?

— Выставочный проект "Теория Поля" — попытка осуществить взаимодействие зрителя с аудиовизуальными инсталляциями. Медиа-инсталляции, представленные на выставке, окружают зрителя своими оптико-звуковыми полями. Посетители при этом — полноправные участники событий, ведь от их участия зависит, каким именно получится оптический эффект. Российские и зарубежные художники в своих работах сконструировали визуальные эффекты, которые в равной степени обволакивают смотрящего и нуждаются во взаимодействии с ним.



Как вы привлекали иностранных авторов? Где удалось познакомиться с их работами?


— С Гийомом Марманом (медиа-художник из Лиона, работающий с киноязыком и исследующий взаимосвязи между кино и другими медиа, в том числе с музыкой. – прим. ред.) мы работали на выставке "Пятое измерение: сингулярность", а работы Туна Памира (турецкий художник, исследующий степень взаимодействия человека и машины в современном мире. — прим. ред.) мы увидели на конференции Contemporary Istanbul в ноябре 2015 года. Одна из важнейших задач центра — отслеживание современных перспективных художников, которых впоследствии по кураторскому принципу мы подбираем к будущим выставкам.

Кто основная аудитория проекта? К сожалению, в пространстве отсутствует информация, открывающая выставку, рассказывающая о художниках и работах. Значит ли это, что "Теория Поля" создавалась для подготовленного зрителя?

— Проекты "МАРСа" затрагивают все человеческие чувства и не требуют специальных знаний и навыков, поэтому мы рассчитываем на широкий круг зрителей. Шестого октября состоялся технический запуск, конечно, вся навигация и дополнительная информация о выставке и художниках появится в ближайшее время. В залах работают гиды, которые рассказывают о работах и авторах и помогают посетителям. Кроме того, для этой выставки мы разработали специальное мобильное приложение, которое по мере движения по выставке рассказывает об инсталляциях и художниках.

Будет ли какая-то параллельная программа: лекции, экскурсии, вечеринки в рамках выставки?


— Да, конечно, по аналогии с московским центром мы планируем масштабную параллельную программу, в рамках которой будем устраивать паблик-токи, лекции, концерты и специальные мероприятия, как в самом Центре, так и за его пределами.


 Планируются ли специальные проекты для Петербурга, которые будут отличаться от московских?

— В наши задачи входит продвижение аудиовизуального искусства, мы планируем сохранить эту стратегию и в Северной столице: как через собственные выставки и образовательные программы, так и через спецпроекты. Мы уже сейчас разрабатываем несколько несвойственных для московского Центра инициатив, в том числе с интеграцией в городскую среду. У нас есть опыт взаимодействия с художниками из Петербурга, но это в основном специальные проекты, которые рассматриваются в частном порядке.

Фавориты Peterburg2 на выставке "Теория Поля"

TUNDRA "Black Noise" (Россия)

TUNDRA — это петербургская команда, состоящая из видеохудожников, музыкантов, звукоинженеров и программистов. Музыкальный ряд для инсталляций создается постоянными участниками команды  группой D-Pulse. 

Инсталляция "Черный шум" как раз одна из тех, что требует надеть специальные очки. После чего зритель оказывается в ЗD мире, где среда становится объемной, растягиваясь в пространстве. Мимо, в разных плоскостях проносятся потоки из цифровых помех. Они наглядно имитируют беспрерывное движение невидимых физических полей. Находясь напротив гигантского экрана, кажется, что помехи  и геометрические фигуры, находящиеся внутри пространства выходят за пределы плоскости и притягивают к себя.

Tuna Pamir "Other Portrait" (Турция)

Tuna, увлеченный искусством и фотографией, мастерски создает интерфейсы игровых приложений для ведущих компаний. Проект для "Теории Поля" является дебютной работой подобного формата. 

Используя опыт работы, художник воплощает идею слияния человека и машины. Интерфейс электронного устройства, наблюдая за взглядом зрителя, запоминает его и позволяет глазам стать главным инструментом в создании любого художественного изображения, на который только способна фантазия и динамика вашего взгляда. Так, всего за несколько секунд, установив контакт с гаджетом, можно рисовать, не совершая ни единого движения.

Гийом Марман "Тимей, или музыка сфер" (Франция)

Гийом превращал свои детские работы в экспериментальные фильмы, пытался возродить визуальное искусство, объединив его со сценическим перфомансом, а сейчас создает коллаборации с талантливыми музыкантами для своих проектов.

В работе, в рамках "Теории Поля",  художник обращается к Платону и его взгляду на устройство Вселенной, где каждая планета имеет свой собственный звуковой тон, основанный на особенности ее орбитального вращения. Соединив движение небесных тел с законами музыкальной гармонии, Марман пронизывает зрителей тонкими лучами света, которые словно выстреливают из стены в застывшего от неожиданности зрителя.

Автор: Виктория Москалева
Торговая галерея Пассаж, Мультимедиа проект "Теория поля"
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
Сколько будет 50 плюс 4?: Обновить
 



Статьи по теме
Северный модерн, кинокритика и науч-поп: 10 лекций января Северный модерн, кинокритика и науч-поп: 10 лекций января В Новый год – с новыми знаниями. Интереснейшие лекторы, среди которых Антон Носик, Алексей Гусев и Олеся Туркина, расскажут о романтизме в Скандинавии, взаимодействиях науки и искусства, об особенностях жанров кино в 50-е годы и многом другом. Peterburg2 собрал самые интересные лекции января в одном...
Главное в Петербурге
Показать еще
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть сертификат на посещение Звездного Зала Планетария.

Добавьте концерт Jay-Jay Johanson в свой календарь, а A2 Green Concert в любимое место. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт, который состоится 27 января.