Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
Пасмурно  дождь  −1…+4°C
Вход Добавить на сайт
23 марта 2017 г. 14:40 539 Культура Театр

Алексей Ершов: "Любая простая человеческая история – это уже искусство"

Каждое воскресенье со 2 апреля по 14 мая на разных улицах Петербурга будет разворачиваться театральный перформанс. Местом действия станет город, а героями – люди, которые случайно встретятся на улице. Точное время и место проведения спектакля будут сообщать за несколько часов до его начала. Алексей Ершов, автор идеи и режиссер проекта "Театр. На вынос", рассказал нам о подробностях акции.

Алексей, какими проектами вы занимались ранее? Как пришли к театру и перформансу?

Я долгое время работал в Москве в "Театре им. Йозефа Бойса", который основал Георг Жено. Вместе с ним мы сделали такие проекты, как "Я – Анна Хельга", "Лир репетирует смерть", "Страх". Я участвовал в его лаборатории, которая называлась "Драма памяти" и была связана с историческими документами, хранящимися в архивах Мемориала. Еще я участвовал в лаборатории Кирилла Серебренникова "Транскрипция", где мы занимались современной музыкой и переносили ее в театральное пространство. Участвовал в перформативных лабораториях в Костроме и на "Открытой сцене" в Москве. Что касается того, как я пришел к театру и перформансу... Это интересный вопрос, я много переезжал в своей жизни, у меня родители военные, и я практически проехал по всей стране, много чего видел и был в очень разных жизненных ситуациях. Возможно, из-за этого меня привлек театр и его возможность рассказывать об этом.

У вас, оказывается, огромный опыт. Вы пишете, что вас всегда привлекала идея граффити и стрит-арта, а занимались ли вы уличным искусством? Может, кто-то из художников этого направления вам близок?

Граффити я никогда не занимался, если только писал на заборах матерные слова, за которые потом нас ловили соседи и ругали. Со стрит-артом тоже не имел дела, но у меня есть любимый художник, наверное, он как и у многих, – это Бэнкси. Его творчество и фильмы, например, "Выход через сувенирную лавку", – или "Бэнкси уделывает Нью-Йорк", – как раз вдохновили меня на создание проекта "Театр. На вынос". В фильме "Бэнкси уделывает Нью-Йорк" он в течение 30 дней делает ежедневно по одной новой работе и таким способом общается с людьми через свое творчество, и люди ездят по всему городу, разыскивая его работы. Отчасти это меня и вдохновило. Ты вступаешь своим творчеством в коммуникацию с людьми через пространство города. Мне кажется, это важно сегодня.

Сегодня мы можем говорить о развитии сайт-специфик театра в России. Можно вспомнить фестиваль "Точка доступа" в Петербурге или спектакль "Лабиринты Венеры" в Гатчине. Что вы думаете об этом направлении? Что вам близко?

Я стараюсь следить за этим направлением, в частности, за фестивалем "Точка доступа", и за другими проектами – в Москве. Меня очень вдохновляет спектакль "Неявные воздействия" Севы Лисовского, где они отправляются из одной точки в путешествие по всему городу и включают случайных людей в действие. Также мне понравился спектакль "Сталкеры" с участием Бориса Павловича, который был сделан как раз в рамках "Точки доступа" в Петрикирхе.

Мне любопытно это направление. Вот, например, мы с моим другом делали спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева "Чему я научился у змеи" в трамвайном депо, который потом показали несколько раз. Сайт-специфик сейчас активно развивается в России и, честно говоря, мне кажется, что сейчас все самое интересное происходит в городе, а не в академических пространствах.

Странно, что мы почему-то все привыкли говорить, что путешествие это, когда мы едем в Мадрид, или в Берлин, или на море. Мы выходим в город каждый день и не знаем, что нам встретится и что будет за углом. И если мы себя действительно настраиваем себя на то, что мы путешествуем, выходя из своего подъезда, то так и происходит.

Сайт-специфик позволяет создать такие условия, когда спектакль, например, происходит в церкви, где ты до этого никогда не был, и где пространство тоже играет одну из главных ролей. Или, как у Севы Лисовского "В неявных воздействиях" – ты просто отправляешься в путешествие, и по-другому воспринимаешь привычный для себя город. И он работает на этот спектакль. Стирается граница между жизнью и искусством, само пространство вдруг становится главным героем.

"Неявные воздействия" Севы Лисовского

Как вам пришла в голову идея акции "Театр. На вынос"?

В моем проекте очень важно знакомство и общение с людьми, которых я раньше не знал. В какой-то момент я понял, что круг моих знакомых очень ограничен: это художники, актеры, музыканты, в общем, арт-тусовка. Я почувствовал недостаток во встречах с людьми, которые занимаются чем-то совершенно другим. Не творчеством, не какими-то безумными проектами, а например, тем, что подметают улицы.

Я знаю больше про спектакли режиссера Дмитрия Волкострелова, но про человека, который подметает улицы, ничего не знаю. Мне захотелось разрушить свои собственные границы восприятия: города, людей, и расширить свою вовлеченность в жизнь.

Мы, мне кажется, привыкли к стереотипам, которые навязываются нам СМИ. Я же сознательно не хочу вешать ни на кого ярлыки и сокращаю дистанцию. В этой истории мне интересна повседневность, и то, что любая простая человеческая история – это уже искусство.

Вы уже выбрали места, где будут проходить спектакли? Или решения будут приниматься спонтанно в короткое время до показа?

Нет, я еще не выбрал места, потому что в идее проекта "Театр. На вынос" очень важно со-творчество, со-участие того человека, который становится главным героем, и поэтому пространство должно быть сочинено нами вместе. Решения будут приниматься спонтанно, так как мне важно, чтобы и герой и пространство сохранили себя - место будет связано с их личной историей, без моей переработки. Важно, чтобы это было его пространство и чтобы оно тоже помогало, – хочется идти от героя, с которым я встречусь, а не придумывать заранее что-то у себя в голове.

А как вы будете выбирать людей? Соавторов, актеров? Какие критерии? Что заставляет людей соглашаться? Все-таки это такой выход из зон комфорта, не каждый сможет пойти на это.

Тут мое интересное наблюдение: мне кажется, сейчас наступило такое время, когда люди хотят, чтобы их слушали, чтобы у них появилась возможность поделиться своим опытом. И потому, когда я рассказываю людям про проект, про то, что они смогут поделиться своим опытом, они чаще всего откликаются на энергию моей идеи. Критерий выбора героев только один. Я выхожу в город и просто путешествую по нему. Я гуляю по нему сознательнее, чем раньше. Я встречаю разных людей на своем пути: кто-то вызывает во мне симпатию или я его боюсь и он мне чем-то неприятен, либо, наоборот, настолько прекрасен, что я боюсь подойти. Может быть он какой-то радикал, и я снова боюсь подойти.

Иными словами, как только возникает внутри какое-то чувство, я его сознательно рушу, разрушаю эту дистанцию и говорю себе: "Стоп, Леша, откуда ты знаешь, какой это человек?" - подхожу к нему и знакомлюсь. Мне важно сокращать эту дистанцию. В этом же есть и история моего личностного роста, развития.

Почему именно семь: семь недель, семь героев, семь спектаклей?

Когда я задумал этот проект, первоначальная идея была, что я сделаю эти спектакли в течение одной недели: ну, некое сотворение мира, внутреннего мира. Но из-за того, что этот проект связан лично со мной, и из-за того, что у меня выходной только в воскресенье, идея немного трансформировалась, и я решил делать по одному спектаклю в неделю. Хотя в Москве, или в других городах, может быть, летом, когда у меня будет отпуск, я попробую сделать его в течение недели.

Вы будете выкладывать место и время показа за несколько часов до начала в группе. Кто ваш главный зритель: тот, кто ждет спектакля, или случайный, проходящий мимо?

Да, мы будем выкладывать точное время и место в социальных сетях за несколько часов до спектакля. Для этого мы создали нашу группу "Театр. На вынос" (ВК, Facebook), в которую пытаемся пригласить всех друзей: театральных и не-театральных. Конечно, мы надеемся, что к нам придут люди, которых мы приглашаем, но, безусловно, нам важен и случайный зритель, ведь наше общее пространство – город. И нам важно видеть то, как будет происходить столкновение зрителей, которые знают о нас и тех, которые будут проходить мимо и, заинтересовавшись, останавливаться.

По информации: https://vk.com/teatr_navynos
Алексей Ершов
Комментарии пользователей
Добавить комментарий
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Хореография по Кафке и честный диалог: что происходит с современным танцем в Петербурге Хореография по Кафке и честный диалог: что происходит с современным танцем в Петербурге Независимые фестивали, спектакли по произведениям Камю и Кафки, вечера современного танца в "Ткачах", мастер-классы зарубежных хореографов и творческие лаборатории - поговорили с представителями нескольких петербургских танцевальных компаний о том, как развивается современный танец в нашем городе....
Главное в Петербурге
Показать еще
Peterburg2 совместно с Нарвским центром обслуживания гостей проводит викторину с розыгрышем призов. Правильно отвечайте на вопросы викторины и получите возможность выиграть один из подарков от партнеров конкурса. Из тех, кто верно ответит на все или большинство вопросов, случайным образом будут выбраны 3 победителя.

Добавьте концерт "Уильямс, Ллойд Уэббер, Бернстайн" в свой календарь (перейти на страницу концерта по ссылке, нажать на кнопку "Я пойду!" и выбрать дату). Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит 2 билета на концерт, который состоится 29 апреля в Большом зале Филармонии им. Д.Д. Шостаковича.