2978
Бананы и технологии: как сделать из ребенка программиста
Сегодня уже никто не сомневается, что за технологиями – будущее, причем не самое отдаленное. Generation Z, digital natives и прочие умные названия для детей, родившихся в цифровую эпоху, уже прочно вошли в обиход. Но как сделать своего ребенка ближе к миру технологий, не в ущерб общему развитию? Молодые создатели проекта Digital Banana Мария Конопелько и Михаил Третьяков в Петербурге нашли ответ.
Идея создания курсов цифровой грамотности в России, конечно, не новая. Но чаще всего преподаватели таких школ не идут дальше занятий Photoshop, тогда как в мире гораздо больше возможностей приблизить детей к цифровым технологиям. А вот найти курсы по программированию, чтобы было и интересно, и полезно, и вовсе невозможно. Тогда на помощь приходит среда программирования Scratch – созданная специально для детей, с приятным и понятным интерфейсом и, что главное, идеей.
По сути, Scratch продолжает в себе идеи хорошо известного в России конструктора Lego: создатели использовали метафору кирпичиков, из которых даже самые маленькие ученики смогут собрать простейшие конструкции. Обучение в формате Scratch отлично подходит для детей и подростков в возрасте 9-13 лет. В ходе Scratch программирования ребенок учится работать с различными типами информации – графикой, фотографиями, музыкой и звуками. Дети могут самостоятельно создавать своих персонажей и потом обмениваться идеями с кем-то, кто так же программирует в среде Scratch.
Возраст 9-14 лет вообще самый обучаемый. На этот промежуток сейчас делают очень большие ставки: по сути, к 14 годам человек уже вполне может овладеть какими-то профессиональными навыками.
- рассказывает Мария Конопелько, основатель проекта Digital Banana.
Scratch придумали специалисты медиалаборатории Массачусетского института. Сегодня в мире существует множество форматов и подходов к обучению. В России среда программирования Scratch становится все популярнее, однако отечественный рынок digital образования для детей значительно уступает зарубежному. При общей модернизации среды обучения подходы к самому процессу неизбежно устаревают. Евгений Смирнов, основатель образовательного портала Newtonew, еще и преподает информатику в обычной петербургской школе. По его словам, мало заменить меловую доску на интерактивную и обеспечить повсеместный доступ в Интернет. Необходимо прежде всего изменить сам формат обучения и требования к преподавателям:
По информации:Успех на 99% зависит от учителя. Сейчас главное в каждом педагоге – это его профессиональный опыт. Педагогическое образование уже ничего не знает, в каком-то плане оно даже мешает. Мне кажется, быть крутым специалистом – уже достаточно.
Создатели Digital Banana тоже вспомнили свой школьный опыт и решили пойти от обратного: доверить детей специалистам в области IT-технологий, не имеющим педагогического образования. Отказавшись от скучного преподавания по методичкам, предоставить учителям, а значит, и ученикам, полную свободу творчества.
Мы понимаем, что главное – это любовь к предмету. Поэтому наши педагоги – прежде всего практики, способные создать соответствующую атмосферу. То, чего в наших школах, увы, нет.
- отмечает Мария Конопелько.
Педагоги Digital Banana готовы учиться вместе с детьми, которые приходят на их занятия. Если перед учениками стоит задача освоить азы программирования, то перед учителями – тот самый педагогический опыт. По словам создателей проекта, именно эта составляющая может стать мостиком для перехода к американской модели digital-образования, когда ты покупаешь онлайн-курс в Интернете и начинаешь заниматься самостоятельно, получая при этом доступ к библиотеке и контактам преподавателей. Пока Digital Banana будет ориентироваться на пространство офлайн, чтобы на проект возник спрос, а у специалистов появились соответствующие навыки преподавания.
В январе Digital Banana провели серию открытых уроков, а сейчас набирают первый пробный курс. Обучение будет вестись по четырем основным направлениям: непосредственно программирование Scratch, анимация 2D, 3D-моделирование и Game Design. Каждый курс рассчитан на 4-5 недель при двух-трех занятиях в неделю. Каждый ученик может весь год заниматься одним и тем же направлением, с каждым разом поднимаясь на уровень выше, или выбирать разные курсы.
Уроки проводятся в группах из 8-9 человек. Кстати, педагоги Digital Banana берутся развенчать один из главных профессиональных мифов в области digital:
Мы разрушим главный стереотип: у нас принято считать, что девочки не могут быть хорошими программистами, что им это попросту не интересно. Нет, это не так. На наших открытых уроках было немало девочек. Думаем, так и будет дальше.
- делится Мария Конопелько.
Еще одна сторона обучения на курсах Digital Banana – формирование соответствующего подхода у учеников. Ребенок с помощью мышки и компьютера не просто учиться работать с современными технологиями, но еще и мыслить в масштабе проекта. Каждый персонаж, каждая модель, каждый мультфильм, созданные детьми будут от начала до конца рассматриваться как идея, воплощенная в жизнь.
Еще один важный момент – мы будем в ходе каждого курса объяснять, как создать и провести свой проект. Мы хотим показать, что это очень важно – правильно поставить цель и достигнуть ее в принципе.
- рассказывает маркетолог проекта Digital Banana Антон Волков.
Конечно, курсы Digital Banana нельзя назвать полноценной альтернативой занятиям информатикой в школе. Все-таки обучение каким-то базовым навыкам должно происходить в школьных стенах. Подобные курсы – прежде всего как хороший старт для самообразования. По словам Евгений Смирнова, такие занятия должны развивать у ребенка интерес. Может быть, изучив одно из направлений программирования с самых азов, у ученика возникнет желание заниматься этим дальше. Но может быть и по-другому. В современном мире никому не помешает разбираться в технологиях и уметь работать с ними, а вот стоит ли выходить на профессиональный уровень – выбор каждого ученика.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|