4078
Интервью: Художественный руководитель театра «Буфф»
Театр «Буфф» готовится к 30-му юбилейному сезону, который обещает быть интересным и готовит сюрпризы. Этой осенью зрителей ожидают сразу несколько музыкальных и комедийных премьер для всех возрастов. Секреты молодости и творческого роста раскрывает художественный руководитель театра, народный артист России Исаак Романович Штокбант.
- Исаак Романович, как Вы планируете отмечать день рождения театра?
- Я противник публичных поздравлений на сцене, это мучительно, приходят артисты, которые свободны в этот день от спектакля, вынужденно показывают что-то. Поэтому от театров мы принимаем поздравления только в письменном виде, а не в письменном – если только чиновные люди придут поздравить. Праздничный вечер мы откроем кинохроникой из истории театра, у нас сохранилось много интересного материала, и мы минут десять повеселим зрителя нашим киноархивом. После этого официальные лица, если они захотят, выступят с речами, и после торжественной части состоится премьера нашего нового мюзикла по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
- Расскажите, что мы увидим в новой постановке?
- Работа идет уже полгода - пишутся стихи, сочиняется музыка, создается сложная декорация. В спектакле будут заняты все поколения «Буффа»: и актеры, которым уже за полтинник, и молодежь, которые только поступила в труппу. В пьесе есть группа самодеятельных артистов – ремесленники, горшечники, портные - которые репетируют спектакль на свадьбу герцога, одним словом, подрабатывают ребята, халтура у них такая. И всё наше старшее поколение, все наши заслуженные артисты сыграют эту команду греческих «халтурщиков» - это Евгений Александров, Андрей Соловьев, Владимир Смилянец, Мурад Султаниязов, Сергей Магиленич, Леночка Зубович и другие. А параллельно разыгрывается любовная история в двух планах – в мире реальности и мире эльфов. И у всех любовный раздрай. Дело в том, что это очень сложная комедия, в ней и фантастика, и фантасмагория, и клоунада, и драматическая история – всё это перемешано у господина Шекспира. Есть такое стихотворение: «Любовь – не вздохи на скамейке». Всё это о муках любви и о торжестве настоящего чувства. И, конечно, будут песни и танцы, как и положено в музыкальном спектакле.
- А что готовят в театре для юных зрителей?
И.Ш.: В новом сезоне в «Буффиках» готовится опера для малышей «Теремок» в постановке известного московского режиссёра Виктора Рябова, а для школьников на основной сцене поставят музыкальный спектакль «Синяя птица» на музыку Андрея Петрова в соавторстве с его дочерью.
- 30 лет для театра – это много или мало?
И.Ш.: А представьте себя через тридцать лет! (Смеется). Сегодня мы самый молодой театр в Петербурге, по той простой причине, что я каждые пять лет выпускаю команду артистов в Театральной Академии, и они потом вливаются в основную труппу театра. И вот только сейчас выпустился мой седьмой по счету актерский курс, большая группа из 20 человек, которая остается в театре. Никак театр постареть не может. Всегда чувствуем себя молодо! Хотя если труппа работает тридцать лет, то она неизбежно состарится, что, например, произошло с Театром Товстоногова. Сейчас БДТ переживает перерождение. Название остается, но театр будет другой. Как любой живой организм, театр рождается и театр умирает.
-Откуда в таком случае в нашем городе появился «Буфф»?
- В 1840-м году в городе Париже хороший композитор Жак Оффенбах открыл веселый театр и назвал его «Буффом», там шла его комическая опера «Прекрасная Елена», там же впервые был исполнен канкан. Париж был весь на ушах, и однажды туда приехал купец из России, и так ему понравилось сие действо, что он открыл такой же театр в Петербурге, в здании бывшего цирка Новосильцева на площади, невдалеке от императорского Александринского театра. Было это в 1870 году. Таким образом, веселый музыкальный театр и эстрадное искусство в России родились в «Буффе». Так же, как и в Париже, в петербургском «Буффе» шли дивертисменты, отрывки из оперетт, выступали мимы, жонглеры, фокусники, всяческие шпагоглотатели, а для того, чтобы зритель приходил в театр - начали приглашать звезд из Парижа. Они прыгали, танцевали. Прямо как сегодня. Повсюду музыка, музыка! Впервые была исполнена оперетта «Прекрасная Елена» Оффенбаха, затем «Сильва», «Марица» etc. Это было открытие, до этого играли только водевили. Мы поддерживаем эту традицию, большое внимание уделяем музыкальным спектаклям, продолжаем традиции эстрадного театра и развиваем их, ведь этот жанр родился в «Буффе» - никуда нам от него не деться.
-А как началась история новейшего «Буффа», тогда в 1983 году?
- С 1975 года я преподаю в Театральной Академии с легкой руки моего театрального учителя Александра Александровича Музиля, который пригласил меня подхватить режиссерский курс. А через три года я принял новый курс артистов эстрадного искусства. Тот самый курс, который впоследствии превратился в «Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «Буфф». Уже на третьем году обучения мы начали выступать с концертными программами за пределами института, во Дворцах культуры, в Театре эстрады. Придумали название нашему первому «сочинению»: «Первый концерт». На четвёртом курсе появился второй концерт, Назвали «Гостиный двор». Через год у нас уже было три концертные программы и очень смешной и «озорной» спектакль по пьесе Макиавелли «Мандрагора». Когда мы играли в Театре Эстрады на Невском спрашивали, нет ли билетика? Мы потом даже песню сочинили «Нет ли лишнего билетика», которой открывалась программа. Почему родился театр «Буфф»? Продиктовало время. Вдруг молодые ребята, поют, танцуют. Время потребовало импровизации, легкости, свободы. Мы играли «кабаре», у нас были живые представления. Это было искреннее, заразительное искусство. Потом всех моих мальчишек забрали в армию, и закончилась бы история «Буффа», но у меня уже были ребята нового курса. Они заменили ушедших по призыву и «Буфф» продолжался. Когда этот второй мой курс выпустился в Театральном, он в полном составе пополнил труппу театра, и мы его назвали «Буфф- 2» .
- В этом году Вы вновь набираете новый курс артистов эстрады, уже восьмой по счету, какими качествами должен обладать абитуриент, чтобы поступить к Вам?
- Все абитуриенты знают, что нужно выучить басню, прозу и стихи. Но главное, это вытащить из человека то, что в нём есть, понять, что он умеет. Кто-то танцует, кто-то поёт, кто-то играет на музыкальных инструментах. Из кувшина может вытечь только то, что в нём есть. Никакой тайны не существует, артист должен уметь играть, он должен уметь быть ребёнком. Наши артисты выступают сразу на трёх сценах, они играют драматические спектакли, исполняют музыкальные программы, поют и танцуют, и соответственно, артист «Буффа» должен уметь всё это делать. Каждый современный режиссер хочет получить синтетического артиста, но для нас это просто необходимо. В этом году я набираю курс с новой командой педагогов: вместе со мной будут работать Михаил Львович Смирнов, Лидия Александровна Никитина и Ольга Викторовна Пятаева.
Беседовала Ольга Власова
Гладкий-Клевакин Денис, Исаак Штокбант | |
Театр Буфф |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|