Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


9 апреля 2015 г. 15:22

2408

Автор: Мария Кучер

Михаил Идов: "В России хороший сериал – всегда подвиг"

В среду на Новой сцене Александринского театра публицист и автор сценариев "Духless 2", "Рашкин" и "Лондонград" Михаил Идов выступил в рамках просветительской программы "Повестка дня". Peterburg2.ru публикует лучшие моменты беседы с бывшим редактором GQ Russia.

Об идее storytelling’а

В русском языке нет прекрасного английского слова storytelling, то есть "рассказывание историй". И я сейчас хочу поговорить как раз о практике рассказывания историй в разных дисциплинах, потому что основные ее постулаты не меняются от дисциплины к дисциплине. Эта практика немногоо не в цене сейчас, мне кажется, в современной российской культуре.

Из-за этого великого груза великой русской литературы, под которым мы все живем, когда абсолютно все написанное на русской языке должно быть сравнено с Достоевским, из-за этого, мне кажется, потерялась частность рассказов, потерялась частность повествования. Очень перемешались понятия темы и сюжета.

И я, в принципе, за восстановление первичной роли сюжета в повествовании, потому что главная задача рассказчика – это заинтересовать аудиторию, дать ей пожить своей жизнью. Не рассказать свою историю, не отрезать кусок себя, а заинтересовать зрителя-читателя-слушателя. Мне кажется, заинтересовывать аудиторию немного неприлично, потому что неприличным кажется доверительно относиться к аудитории. В принципе, идеал искусства в современном российском понимании – это такой диктат и террор автора над аудиторией и даже презрение автора к аудитории. Все остальное считается немного подозрительным.

О темах и сюжетах

Очень часто я вижу, что вместо сюжета предлагается тема. Мне кажется, именно этот подход является неправильным. Сюжетов в мире вообще достаточно мало, как утверждают теоретики, вообще только три, а тем как раз неограниченное количество, которые вполне естественным образом могут прилепиться к сюжету. Вот вам простор для анализа, для критики и так далее.

Но если бы Винс Гиллиган (сценарист сериала "Во все тяжкие") сел за условный письменный стол с задачей "написать великий американский эпос о прогнившей американской мечте на просторах Нью-Мексико", то ничего не получилось бы. Очень часто российские авторы как-то странно садятся примерно с такого уровня задачей.

При этом, например, Нью-Мексико, вся эта прекрасная иконография нью-вестерна, которая проходит сквозь весь сериал и отличает его от других, она случайная. Сначала действие вообще должно было происходить в Лос-Анджелесе, потом выяснилось, что Альбукерке предлагает студиям выгодные налоговые поблажки, и тогда быстро переписали весь сценарий, открыв огромный великолепный семантический пласт этих индейских поселений, заброшенного дикого Запада, чего там не было бы. Это все рождалось из случайностей, обусловленных сюжетом и реалиями производства.

О "Духless 2" как американском корпоративном триллере

Когда мы с моих соавтором Андреем Рывкиным работали над сценарием "Духless 2",  у нас была четкая жанровая задача: мы хотели сделать американский корпоративный триллер. Это жанр, который в России не существует по ряду причин. Отчасти оттого, что считается, что средний русский зритель не готов ассоциировать себя с героем корпоративного триллера, то есть с юристом, с банкиром, с человеком в костюме, который ходит на работу в стеклянный офис.

Русский зритель (считается) готов ассоциировать себя с солдатом, с поэтом, с алкоголиком, с бандитом, с кем угодно, но не с офисным планктоном. Но здесь у нас появилась возможность поиграть с простым человеком в костюме, которого засасывает огромная интрига. Разумеется, делая корпоративный триллер на российской почве, ты тут же убеждаешься, что единственный способ его написать – это если роль злой корпорации сыграет государство.

Таким образом, все оттенки смыслов, которые кинокритики вытаскивают из этого фильма, в общем-то обусловлены тем, что нам нужно было пространство для игры в определенный, совершенно мейнстримовый, жанр. Я вполне горд тем, что у нас получилось. Это не притворяется ничем, кроме развлечения, и именно поэтому нам удалось сказать много вещей о коррупции, о той же прогнившей системе и так далее, причем совершенно (пока что) безнаказанно. Опять же, только потому, что это не было обличено в артхаусную форму, которая ставит тему на первый план, а формально остается развлечением.

О сериалах как идеальной форме повествования

Мы сейчас поняли все, что идеальной формой для рассказывания истории является телесериал. Абсолютно все, что 10 лет назад предлагалось бы как фильм, сейчас предлагается как сериал. Зачем рассказывать историю два часа, когда можно рассказывать ее 22 часа еще и с потенциалом на продолжение? То, что сериалы – новое кино, это некоторое клише, конечно. Они не новое кино, они, конечно, новая литература.

Качественный сериал – это самое близкое, что сейчас существует к формату традиционного великого романа, романа, который начинается картинкой генеалогического древа. Здесь есть потенциал бесконечного обогащения второго и третьего плана, можно постоянно менять фокус, зависать на каких-то деталях, можно посвятить одну серию подробному рассказу о каком-то персонаже, у которого в фильме была бы реплика "Кушать подано" и так далее.

В этой бесконечности есть и проблемы. Потому что сериал в его современном американском понимании не может считаться искусством в полной мере, если он заточен под это бесконечное растягивание. Мне кажется, любое произведение искусства в какой-то момент должно быть закончено. И когда люди садятся что-то писать, не имея ни малейшего представления о том, куда это все зайдет; когда единственным барометром того, сколько эта история будет длиться, является коммерческий успех начала этой истории, - это немного выбивает из категории искусства. Поэтому сейчас приобретает популярность такой формат limited series.

О российских сериалах как продолжении советских фильмов

В России сериалы вытекают, скорее, из советской школы многосерийного телефильма, и чему-то стоящему очень трудно дожить до второго сезона. Например, в свое время прогремел сериал "Ликвидация". В Америке он сейчас бы до сих пор шел, был бы на двенадцатом сезоне. Но в России, как вы знаете, не было даже второго. "Оттепель" - очень хорошее и качественное кино, но именно что кино.

Вот очень трудно создать второй сезон чего-либо, если это не поставленная на поток вертикальная история вроде ситкома. Почему это так? Потому что в России хорошие сериалы – это не результат работы функционирующих институтов продюсирования, а всегда подвиг.

Это порыв какого-то человека, который "заболел", загорелся этой темой, тянул ее на себе, забыл про деньги, потому что денег в одном сериале не может быть достаточно, чтобы заниматься им два-три года, который просто хотел рассказать эту историю. Это как раз то, что произошло с "Оттепелью".

О том, какой должна быть индустрия сериалов в России

Очень хотелось бы, чтобы просто работала машина по производству качественного контента. Пусть даже не какого-то мегавеликолепеного, а просто среднего. Чтобы самовоспроизводящийся средний уровень работал так, как он работает в Штатах, где система заточена на середину. Потому что на ее фоне потом рождаются какие-то гениальные вещи.

Поскольку, когда система заточена на халтуру по всем фронтам, то появление даже просто хороших вещей требует проявления совершенно маресьевских усилий. Это очень печально, но, надеюсь, это можно как-то превозмочь.

Мы все пытаемся сделать не какую-то непревзойденную вещь, какой-то гениальный Twin Pеаks, который изменит всю индустрию. Нет, это просто попытка поднять средний уровень Мне эта задача представляется не менее благородной, чем самые художественные порывы.

Подпишитесь на Дзен, ВК. Самое важное, но редко - в еженедельной рассылке и Телеге.
Архив - категории: Кино


 
Михаил Идов
Новая сцена Александринского театра
Статьи по теме
Скидки студентам и Татьянам: куда пойти 25 января в Петербурге Скидки студентам и Татьянам: куда пойти 25 января в Петербурге 25 января традиционно отмечается Татьянин день, или День студента. Peterburg2 рассказывает об истории праздника и делится идеями, как его провести в Петербурге с приятной скидкой или вовсе бесплатно....
Побывать в виртуальной реальности, подружиться с капибарой и погулять в Ботаническом саду: чем заняться на осенних каникулах в Петербурге Побывать в виртуальной реальности, подружиться с капибарой и погулять в Ботаническом саду: чем заняться на осенних каникулах в Петербурге Первая четверть учебного года завершилась, школьники и их родители выдыхают и наверняка задумываются, как же провести предстоящие каникулы. Peterburg2 традиционно стоит на страже вашего семейного досуга: мы нашли фестивали, музеи, спектакли и фильмы в кинотеатрах, которые стоит посетить в эти дни....
Концерты Игоря Бутмана, Лолиты, «Ундервуд» и «Заточки»: куда пойти в Петербурге 21 – 27 июля Концерты Игоря Бутмана, Лолиты, «Ундервуд» и «Заточки»: куда пойти в Петербурге 21 – 27 июля Продолжаем наслаждаться всеми летними удовольствиями: смотрим кино под открытым небом, идем на винтажный маркет, танцуем на концертах под открытым небом и даже отправляемся на соревнования по вейкбордингу....
На гребне волны развлечений: гид по Плюс Даче в Петербурге На гребне волны развлечений: гид по Плюс Даче в Петербурге С 27 июня по 11 июля Плюс Дача впервые приехало с гастролями в Петербург. Рассказываем, как попасть на мероприятия и что ждет их участников....
Открытая крыша Roof Place, фестиваль Odyssey и кино под открытым небом: куда пойти в Петербурге 23 – 29 июня Открытая крыша Roof Place, фестиваль Odyssey и кино под открытым небом: куда пойти в Петербурге 23 – 29 июня Июнь подходит к концу, но жара только начинается. Рассказываем, как незабываемо провести ближайшие выходные и будние дни. Например, можно эксклюзивно подняться на крышу с видом на залив, послушать джаз, построить карьеру, насладиться кукольным искусством и сходить на интересный спектакль....
5 фильмов, за которые Джонни Депп должен был получить «Оскар» 5 фильмов, за которые Джонни Депп должен был получить «Оскар» В честь юбилея Джонни Деппа мы решили вспомнить любимые фильмы с этим актером в главной роли. Конечно, он хорош везде, но, пожалуй, есть несколько особо талантливых работ, за которые он мог бы получить заветную статуэтку. ...

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Цирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия ЛендокГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на Фонтанке


Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю