Музыкально-историческая драма Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» получит новое воплощение на сцене Михайловского театра. Над одним из самых сложных произведений русской классики, обозначившим рубеж между оперой XIX и ХХ веков, работают музыкальный руководитель Михаил Татарников, режиссер-постановщик Андрей Могучий, художник-постановщик Максим Исаев.
Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Мы создаем в нашем театре уникальную коллекцию спектаклей, и сотрудничество с известными драматическими режиссерами обязательно будет продолжено. Это интересно зрителям, это важно для вокалистов, которые могут развиваться как актеры и делать оперный спектакль психологически достоверным».
Андрей Могучий, известный своими постановками на драматической сцене, в репертуарном оперном театре работает впервые. «Законы психологического театра должны быть соблюдены и в опере, но помимо этих законов здесь есть фундаментальные, по сути, математические законы музыки, которые очень мощно структурируют ситуацию, - говорит постановщик. – Сначала я думал, что простора для интерпретации будет гораздо меньше. То, что при столь жестких структурных особенностях в оперном искусстве есть столько гибкости и возможностей для маневра, стало для меня сюрпризом».
По мнению художника-постановщика Максима Исаева, «Царская невеста» - «внятный, вневременной, универсальный сценарий, который хочется ставить». «То, что происходит в конце XVI века, может происходить и сегодня, - считает художник, добавляя, что для художественного решения это принципиально. «Мы отстраняемся от исторической ситуации, делаем вневременную историю о любви и о невозможности любви», - заключает он.
«Музыка Римского-Корсакова – это замечательная инструментовка, яркие оркестровые краски, тембральное богатство, - считает музыкальный руководитель постановки Михаил Татарников. - Я иду от звука; оркестр разделяет со мной радость сочного и красочного звучания - у каждого инструмента есть сольное высказывание или эпизод. Вместе с тем композитор – мастер сюжета, который очень четко выявлен в музыкальной ткани. И здесь я полностью полагаюсь на творческий метод Андрея Могучего, который это чувствует и умеет в каждом исполнителе найти сильные стороны и естественным образом включить его в действие. Буквально с первого контакта с Андреем Могучим и Максимом Исаевым между нами вспыхнула искра энтузиазма - необъяснимо, беспредметно – и очень быстро переросла в настоящий творческий союз».
- В основу либретто оперы «Царская невеста» легла драма Льва Мея, повествующая о реальной истории женитьбы Ивана Грозного на Марфе Васильевне Собакиной, которая, по легенде, была отравлена завистниками и вскоре после свадьбы скончалась.
- Впервые опера была представлена 22 октября 1899 года в театре Московского товарищества частной русской оперы (дирижер Михаил Ипполитов-Иванов, художник Михаил Врубель). В 1901 году состоялась премьера в Мариинском театре.
- На сцене МАЛЕГОТа «Царская невеста» впервые появилась в 1936 году. Постановку осуществил Виктор Раппапорт, декорации были созданы по эскизам Бориса Кустодиева.
- Этот спектакль был возобновлен сразу же после возвращения труппы из эвакуации. Театр вернулся из Чкалова (Оренбурга) 8 сентября 1944 года; новый театральный сезон в Ленинграде открылся 3 ноября 1944 года «Царской невестой» Н.А. Римского-Корсакова.
- С 2004 года в Михайловском театре опера шла в постановке Станислава Гаудасинского и со сценографией Вячеслава Окунева; последний раз была дана 5 апреля 2011 года.
- Андрей Могучий – режиссер, в 1989 году основал «Формальный театр», с 2004 по 2013 год работал в Александринском театре, в 2013 году возглавил Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова. Лауреат премии “Золотая маска”. Дважды обращался к жанру оперы: «Якоб Ленц» Вольфганга Рима (Формальный театр совместно с Гёте-институтом, 2001) и «Борис Годунов» М. Мусоргского (Мариинский театр – проект Мариинского театра в рамках музыкального «Пасхального фестиваля» на Соборной площади Московского Кремля, 2003)
- Максим Исаев – художник, режиссер, актер и основатель Русского инженерного театра АХЕ, известного своим вниманием к перформансу и пластическому искусству. Имеет опыт работы в музыкальном театре: создал сценографию для балета «Конек-Горбунок» Родиона Щедрина-Алексея Ратманского.