В программе концерта дирижера Арво Вольмера, выпускника Ленинградской Консерватории, возглавляющего сегодня симфонический оркестр Аделаиды в Австралии и Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра, — два поздних драматичных сочинения В.А.Моцарта — знаменитая 40-я симфония и Увертюра к опере «Дон Жуан».
По мнению видного американского музыковеда середины ХХ века Нила Заслава, Моцарт ни разу не слышал своей знаменитой Сороковой симфонии, исполненной на сцене. В беседе Нила Заслава с великим физиком Альбертом Эйнштейном, последним была высказана гипотеза о том, что для Моцарта эта вещь стала зовом вечности. Впрочем, есть и другое мнение — Симфония однажды была исполнена в доме Барона фон Свиттена, в присутствии Моцарта, правда, исполнение ее было исключительно слабым. Гораздо важнее, однако, для истории тот факт, что незадолго до смерти Моцарт вернулся к сочинению, над которым работал двумя годами ранее, для того чтобы добавить к партитуре партию кларнета и переписать для этого партии гобоя и флейты. Из этого исследователи делают вывод о возможном планируемом исполнении симфонии — вряд ли без этого композитор стал бы делать такие изменения.
Музыка финского классика Яна Сибелиуса будет представлена в этот вечер двумя сочинениями: «Туонельский лебедь», часть из тетралогии о Лемминкяйнене, герое эпоса «Калевала», молодом повесе, бесшабашном любимце женщин, и Третьей симфонией, одной из самых часто исполняемых симфоний ХХ века. Она отразили лучшие черты музыки Сибелиуса: своеобразие, красоту, задушевность, мастерство оркестрового письма. Впервые симфония была исполнена силами Хельсинского филармонического общества в концерте, который состоялся 25 сентября 1907 года.
Третью симфонию называют поворотным сочинением в творчестве Сибелиуса. Если его Первая и Вторая симфонии были грандиозными романтическими композициями, Третья отличается от них своим разворотом к классическим идеалам: автору удалось сжать большие мелодические линии до лаконичных мотивов и фраз, рафинировать гармонию и сократить длительность всего сочинения. Эта музыкальная экономия, сжатие музыкального материала заставляет проводить параллели с Бетховенским методом и его идеалом — стремлением к ясным и кратким разделам.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Очень любим Филармонию. Посещаем и Малый зал, и Большой. Оба впечатляют свой красотой. Последний раз были именно в Большом, о нем и расскажу. Тут важно, понимать. зачем вы приходите, если не часто, как мы, то берем билеты поближе к сцене, чтобы полностью погрузиться в этот мир музыки - лицезреть и слушать. Знаю, что есть постоянные посетители, которые ходят уже только для того, чтобы услышать живое исполнение, поэтому выбирают места подешевле и подальше. Даже кто-то закрывает глаза. Акустика у зала очень хорошая. прекрасно слышно из совершенно разных точек. Рекомендую, если там еще не были.
Я потрясена концертом Максима Венгерова и Полины Осетинской . Выступление музыкантов такого уровня - огромное событие. Великолепные сонаты Брамса в исполнении М.Венгерова и П.Осетинской - это истинное наслаждение для слушателей!
Убедительная просьба от постоянных слушателей ваших концертов - вернуть время начала концертов на 19.00. Думаю, что большинство слушателей будет просить об этом