Музей уличного искусства в Санкт-Петербурге в рамках параллельной программы биеннале «Manifesta 10» открывает выставку, в которой примут участие около 60 молодых художников из России, Украины и других стран.
Casus Pacis представит более 200 работ, созданных как за последние несколько лет, так и непосредственно во время подготовки к выставке и во время ее открытия. В экспозиции будут представлены практически все доступные медиа от монументальных росписей и объектов до видео и перформанса. Весь период работы выставка будет сопровождаться лекционной и дискуссионной программой, а также творческими встречами с художниками.
Сегодня, на пороге трагической даты — столетия с начала Первой мировой войны, мир все еще не готов гарантировать невозможность повторения конфликтов, решаемых с помощью оружия и ведущих к необратимым катастрофическим последствиям. В России тема Первой мировой войны почти полностью вытеснена из общественного сознания Октябрьской революцией. Мало кто осознает, что тогда была полностью перекроена карта Европы, России, да и всего мира. Развал великих империй дал шанс новым независимым национальным государствам, но также стал ядром многих конфликтов (включая и Вторую мировую войну), развитие которых мы наблюдаем последнее столетие. Именно тогда впервые и Украина, пусть ненадолго, но создала автономное государство, а теперь, спустя 100 лет после Великой войны и 23 года признанной государственности, история совершила полный, почти мистический цикл и именно здесь создала для нового поколения драматическую точку глобального напряжения. Мы видим, как отживший, казалось бы, в XXI веке милитаристский инструментарий продолжает применяться теперь и у нас под боком. Политики, власть имущие вновь находят способы использовать маленького человека, готового сложить голову на алтарь бога Марса ради мнимых абстракций. Последствия Первой мировой известны: 10 миллионов убитых, десятки миллионов познавших физические и нравственные страдания.
Сейчас, в 2014 году, художников пока не призывают на фронт. Линией современного фронта стали СМИ и социальные сети, а самым сокрушающим орудием — телевизионные каналы всех без исключения стран. Вместо образования, просвещения, беспрепятственной коммуникации нам навязывают или поощряют взаимную ненависть и ограниченность взглядов. Так же, как сто лет назад, практически все общество, включая художников, втянуто если не в боевые действия, то в информационную войну. Мы наблюдаем мобилизацию одних против других, дележ общих и частных культурных ценностей, возведение и разрушение новых географических и моральных границ. В такой ситуации прогрессивные силы, в частности – художественные, должны осознанно брать на себя бремя ответственности и обозначать свою позицию. Антивоенная повестка – одна из самых важных сегодня, ведь процессы, которые продолжают с легкостью запускаться в лощеных кабинетах, не могут быть остановлены нажатием клавишей Ctrl+Z. Не считаясь с государственными границами, невзирая на разные языки, социальные условия и непохожесть стилей и сто лет назад, и сейчас художники вместе искали новые пути — в то время как политические элиты держали курс на конфронтацию.
Разрушенная индустриальная территория Музея стрит-арта станет площадкой для общего художественного высказывания молодых авторов разных жанров, объединив улицу и музей в одном пространстве. Проект Casus Pacis объединяет художников из России, Украины и других стран и представляет угол рефлексии на современность как независимых уличных и медиахудожников, так и институционализированных художников, экспериментирующих с уличными практиками или же имеющими потенциал для работы на улице. Используя девиз «Повод к миру», кураторы выставки пытались вызвать художников на диалог не только на актуальные социальные и политические темы, но и пригласить их обратиться к традициям художественной рефлексии на тему войны и мира. Стрит-арт и медиаарт не являются в ни в России, ни на Украине частью рынка или какого-либо серьезного институционального процесса. Таким образом уличный художник близок к народной стихии и часто является самым непосредственным носителем как некой позитивной низовой энергии, так и тех негативных стереотипов и предрассудков, которыми оперирует общественное сознание. Коммуникация, опыт и преодоление являются равно важными составными частями проекта. Заводская непарадная территория становится форумом «Повода к миру» и обретает также функцию ресайклинга, актуальную в пору экономии ресурсов, создает альтернативу расточительным жестам в искусстве и включает в зону интенсивной коммуникации все вытесненное на задворки. Проработка, выравнивание иерархичности общественного пространства является одной из главных задач публичного искусства в целом.
Первая мировая начала новую главу и в развитии искусства. Творческие биографии великих художников начала XX века имеют пробел с 1914 по 1918 год, потому что все они были втянуты в войну, а многие участвовали в военных действиях как простые солдаты. Фернан Леже говорил, что дни, проведенные им у 75-миллиметрового артиллерийского орудия в Вердене, сделали больше для его прогресса как живописца, чем все посещения музеев. Оскар Кокошка и Эгон Шиле выработали свой знаменитый скептический взгляд, прежде всего вследствие пережитого на войне. Многие радикально порвали с прошлым — и с искусством, которое носило следы реальности. Война еще только началась, а Малевич уже писал свой «Черный квадрат», в Цюрихе зародилось движение дадаистов. В конечном итоге, и сюрреализм возник как художественная реакция на войну. Символическим примером разрушительной мощи войны может быть судьба главного творческого объединения экспрессионистов начала XX века «Синий всадник», которое базировалось в Мюнхене и в которое входили несколько русских художников. Но когда началась война, российским художникам пришлось покинуть Мюнхен, как подданным вражеской страны. Группа распалась. А потом на фронте погибли Август Маке и Франц Марк. Участник группы Моисей Коган пережил Первую мировую, но погиб в газовой камере Освенцима во время следующей войны.
При содействии Музея Истории Кронштадта отдельной локацией выставки Casus Pacis станет этот город, чью уникальную историю, связанную как с войной, так и с революцией, мы попытаемся включить в полемическое поле проекта. Художники распишут заброшенные руины бывших складских помещений в центре города, создав новый художественный объект.
Выставка Casus Pacis представит более 200 работ, созданных как за последние несколько лет, так и непосредственно во время подготовки к выставке и во время ее открытия. В экспозиции будут представлены практически все доступные медиа от монументальных росписей и объектов до видео и перформанса. Весь период работы выставка будет сопровождаться лекционной и дискуссионной программой, а также творческими встречами с художниками.