Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени"

3017

Страница создана 12.11.2014 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
13 ноября 2014 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
Адмиралтейский район
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

2 апреля 2024 10:00Выставка "От готики до Гойи"
6 марта 2024 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает работу выставка...
6 мая 2024 19:00Праздничный Пасхальный концерт 2024
В Гербовом зале Государственного Эрмитажа состоится праздничный концерт, посвящённый...

2200-4500 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

В ее составе около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Это разнообразные по характеру, материалам и времени создания произведения искусства из коллекции Эрмитажа, сохраненные или возрожденные художниками-реставраторами. Подобная тематическая реставрационная выставка проходила в музее 30 лет назад – «Реставрация памятников в Эрмитаже» (1984).

Масштабная экспозиция – уникальная и сложная по характеру работ – показывает все разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Выставка позволяет представить их кропотливую и трудоемкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед специалистами, рассказать об истории возникновения и развития Отдела научной реставрации и консервации. Каждый раздел выставки дополняет тематически связанный с ним видеофильм.

Отметим, что целый ряд произведений, реставрация которых была недавно завершена в Эрмитаже, уже находится в залах музея. Среди них: «Бегство в Египет» – шедевр раннего Тициана, «Благовещение» Джованни Баттиста Чимы да Конельяно, икона неизвестного художника Сиенской школы начала XV века – «Мадонна с младенцем на троне и ангелами. Сцены из жития Мадонны и Христа» (в клеймах), статуя Афины Римской работы II века и многие другие. 

Открывает экспозицию триптих кисти Гуго ван дер Гуса (1435/1440-1482) «Поклонение волхвов» – жемчужина собрания нидерландской живописи Эрмитажа, более пяти лет находившаяся на реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи. Благодаря труду реставраторов перед нами предстают шедевры западноевропейских мастеров: «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто (1542), «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта (1634), «Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)» Эдгара Дега (1876, являющаяся важнейшей вехой во французской живописи XIX века), «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома. Восхищают своим великолепием иконы, среди которых «Богоматерь с Младенцем Элеуса» (Средиземноморье. Середина XV в.), «Положение во гроб» (Критская школа. Конец XVI – нач. XVII в).

В Лаборатории научной реставрации темперной живописи осуществляется реставрация памятников западноевропейской средневековой и древнерусской живописи на деревянной основе. Среди них русские иконы: «Преподобный Сергий Радонежский (XVI в.) и «Деисусный чин: «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча»» (XVIII в.); произведения итальянских мастеров разных школ: «Мадонна Смирения» Пьетро да Кордова (XIV в., Тосканская школа), «Распятие с Мадонной, святыми Иоанном, Иеронимом, Франциском и Марией Магдалиной», Марко Палмеццано (XVI в., Школа Романьи).

Фрагменты высокохудожественной стенной росписи – «Сцена охоты» (Согд. Пенджикент. VI в.), древнеегипетский расписной картонаж рассказывают о работе реставраторов Лаборатории научной реставрации монументальной живописи. 

Малахитовая чаша (Петергофская гранильная фабрика, 1850 г.), показанная на выставке, является примером уникальной масштабной реставрации, проведенной в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня. В этом же разделе можно увидеть великолепные произведения античных мастеров, возрожденные реставраторами музея: «Мальчик с кувшином», «Голова Афродиты». 

Лаборатория научной реставрации восточной живописи всегда уделяла пристальное внимание коллекции буддийских тангка и живописи из древних городов Хара-Хото, Турфана и Дуньхуана. Среди них тангка «Ваджраварахи» (Центральная Азия. Хара-Хото. XIV в.), буддисткая тангка «Белая Тара» (Тибет, XVII в.). Сложные задачи стояли перед специалистами при работе над ширмой «Минамото-но Ёримицу с вассалами, возвращающимися в столицу после победы над демонами» (кисти художника Кано Косюн, Япония, XVII в.), китайским свитком XVII века – «Горный пейзаж», «Календарем-палалинтанганом» – одним из экспонатов эрмитажной коллекции клеевой живописи с острова Бали. 

За период существования Лаборатории научной реставрации графики прошли реставрацию и консервацию около 25 тысяч произведений графики различных техник, книг и документов из фондов и Архива Эрмитажа. Среди них уникальный исторический памятник рубежа XIX–XX веков – панорама из девяти рулонов (общей длиной около 900 метров) П.Я. Пясецкого «"Великий Сибирский путь. Транссибирская железно¬дорожная магистраль (1894–1899 гг.)"», на выставке показан третий рулон – «Дупленская–Обь». Одним из старейших экспонатов этого раздела является книга Schedel Hartmann «Das Buch der Croniken und Geschichten» c иллюстрациями-гравюрами на дереве Михаэля Вольгемута (1434–1519) и Вильгельма Плейденвурфа (ум. 1494 г.). Демонстрируются также рисунок итальянского мастера XVI века «Свадьба Амура и Психеи», созданный по композиции фрески Джулио Романо (1499–1546), «Портрет неизвестной в парке» (1792) – акварель французского художника-портретиста Жана-Батиста Изабе (1767–1855), рисунок Шарля-Луи Клериссо (1721–1820), прославившегося своими изображениями античных памятников, – «Вид Коллизея в Риме». Особое внимание уделено древнерусским рукописным текстам, грамотам, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.

Все разнообразие предметов декоративно-прикладного искусства отражено произведениями, прошедшими реставрацию в Лаборатории научной реставрации памятников прикладного искусства. Это археологические экспонаты, античные амфоры, вазы, украшения, скульптура, предметы мелкой пластики, изделия из фарфора, стекла. Здесь показаны предметы античной бронзы (блюдо (первая половина VI в. до н. э), древний сосуд – стамнос (вторая половина V в. до н. э) из этрусской коллекции Дж.-П. Кампаны), «Родословное древо Государей Российских» (конец XVIII в.), выполненное из тонкой золоченой меди с медальонами-портретами российских царей, витражи западно-европейских мастеров XVI-XVII веков, среди которых, витраж XVI века – «Оплакивание». Обращают на себя внимание китайская скульптура XI века – «Скульптура Архата», великолепные изразцовые панно XVII века, фарфоровый двуглавый орел: Малый Государственный герб Российской Империи.

Экспонаты, представленные Лабораторией научной реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов, принадлежат ко всем историческим эпохам. Они являются сложными комплексами, включающими различные материалы. Древнейшие археологические находки (археологические памятники из могильника Пазырык (Горный Алтай), фрагменты икон, скульптуры из Хара-Хото) представлены здесь наряду с предметами западноевропейскго прикладного искусства XVII века, произведениями мастеров Китая и Японии.

Лаборатория научной реставрации тканей вернула к жизни целый ряд экспонатов, среди них: «Костюм парадный императора Петра Великого», в котором он присутствовал на коронации Екатерины I, более 260 лет находившийся в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I, платье из шелкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Федоровне, маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой.

Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов «оживила» часы в залах Эрмитажа, наполнив музей прекрасными звуками. В экспозицию включены музыкальные часы европейских и отечественных мастеров, среди которых: часы золоченой бронзы с музыкальным механизмом в виде пирамидки на льве (Англия. 1770-е гг.), каминные часы («Аракчеевские»).

На примере древнейших античных украшений, хрупких ювелирных изделий, таких как подвеска «Амур» (Нидерланды, около 1580 г.), предметов, выполненных в тончайшей филигранной технике – «Сосуд для благовоний» (Индия, начало XIX века) можно увидеть работу реставраторов Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Особого внимания заслуживают предметы из так называемого клада фабрикантши М.И. Лихачевой, при их реставрации был впервые применен метод лазерной сварки. 

Предметы мебели и осветительные приборы, среди которых: шкафчик с росписью в стиле шинуазри (Китай, около 1690 г.), игровой стол, (Россия. 1780-е гг.), пара торшеров с дельфинами, жирандоли на три свечи (Россия. Вторая половина XVIII) представляют работу реставраторов Лаборатории научной реставрации мебели и Лаборатории научной реставрации люстр. 

Деятельность самой молодой реставрационной лаборатории научной реставрации фотоматериалов (создана в 2011 году) представлена работами начала XX века и образцами современной фотографии.

Выставка подготовлена Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, Заведующая отделом Татьяна Александровна Баранова. Кураторы выставки сотрудники Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа: Елена Алексеевна Чехова, Ирина Вадимовна Гурулева, Наталья Юрьевна Полевая. К выставке Издательством Государственного Эрмитажа издается научный иллюстрированный каталог «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени».

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Цирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на ФонтанкеГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра I Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия Лендок
Отзывы о событии Выставка "Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Юлия15 июня 2022 г. 16:57
Уже не первый раз посещаю Эрмитаж, но такого прекрасного экскурсовода давно не встречала. Если хотите чтоб экскурсия была интересной и увлекательной, то просите в экскурсоводы Шумакова Михаила! Очень хорошо поставлена речь, рассказывает без запинок и интересные факты.Михаил БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО от Орловских туристов!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина19 февраля 2022 г. 11:12
Очень печально, когда идешь в Эрмитаж, ожидая окунуться в вечные гуманитарные ценности, а тебя ошарашивают компьютерными технологиями, которые тебя рассматривают, как статистическую единицу, не более того. Слушала лекции в Лектории Эрмитажа. Прослушала 5 из цикла " Иранские классы". На 6- ую лекцию немного опоздала, на могу купить билет как обычно он- лайн ( телефон разрядился), прошу продайте мне билет через кассу, но УВЫ, никому до моих проблем нет дела. Очень отзывчивая и интеллигентная девушка на контроле смущенно разводит руками : " Система закрывает продажи в момент начала лекции, билеты через кассу продать не можем - кассиры и администратор уже ушли". Я стою в мрачном пустом холле Главного Штаба и ощущаю, что вместо храма гуманитарных ценностей попала в жесткий цифровой крематорий, где человек есть статистическая единица в матрице , созданной кем- то неведомым, но отрицающим все то, для чего Эрмитаж существует. Спасибо за прекрасный урок реальной действительности. Как нельзя лучше стало понятно, куда движется этот мир , и Эрмитаж туда же, не сопротивляясь, не отстаивая человеческую сущность, не подвергая сомнению превалирование цифровых ценностей над общечеловеческими. Такие грустные выводы меня посетили в Эрмитаже. Интересно, как долго простоит Эрмитаж в век цифровых технологий?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Резеда 9 июля 2021 г. 14:09
Ужасно!!! Хотели с ребёнком инвалидом пройти по льготным билетам, и как всегда одни направили в одну сторону за ними, другие в другую сторону, третьи сказали что вообще нет льготных билетов и это называется государственный музей, почему во всех музеях вход детям инвалидам бесплатно а здесь нет и ещё возмущаются и умудряются спрашивать группу инвалидности ребёнка, очень профессиональные сотрудники!!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю