Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира"

2129

Страница создана 18.03.2015 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
19 марта 2015 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 710-90-79 Главный штаб. Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 6/8 на карте
  Адмиралтейская (269 метров построить маршрут до метро)
Адмиралтейский район
 

Мероприятия в Главном штабе. Государственном Эрмитаже

1 мая 2024 15:00Концерт "Дунаевский-гала, или «Советский Моцарт»"
Жизнерадостная, яркая и мелодичная музыка Исаака Дунаевского, начавшего свою музыкальную...

300-2625 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

18 марта 2015 года в Главном штабе в рамках Года современной фотографии в Эрмитаже открылась выставка «Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира».

С 2006 по 2011 год петербургский фотограф Ксения Никольская, занимаясь изучением истории, культуры и топографии египетской столицы, снимала памятники каирской архитектуры колониальной эпохи. Заброшенные полуразрушенные особняки, дворцы, виллы и общественные здания, находящиеся на задворках современной жизни города, являют собой историю европейского присутствия в Египте. Ныне покрытые слоем пыли роскошные интерьеры этих домов создавались под влиянием лучших образцов французской архитектуры эпохи барона Османа.  

Европейские коммерсанты и дипломаты, наводнившие Каир во второй половине XIX века и прибравшие к рукам экономику и политику страны, и богатые египтяне, путешествовавшие во Францию и  проникавшиеся модными веяниями, создали не только новые городские кварталы, но и не виданный ранее в Египте стиль жизни. Пышные приёмы, собиравшие весь цвет международной экономической и политической элиты, финансовые аферы и миллионные предприятия, закрытые клубы в английском стиле, элегантные казино и щегольские рестораны на фоне бедности и запустения старых районов стали характерными атрибутами новой эпохи.

Именно этот Каир времён хедива Исмаила стал одним из главных врагов Египетской революции 1952 года. Магазины, рестораны и кабаре, излюбленные места отдыха и безудержных трат европейцев, уничтожались революционерами как символы ненавистной им власти иностранцев. С приходом нового правительства европейцы резко лишились всех своих привилегий и постепенно покидали город. Роскошные виллы и дворцы европейских кварталов невозможно было продать, а оставаться в них было не только бессмысленно, но и небезопасно. В отсутствие хозяев здания ветшали, горели и разрушались, многие из них были национализированы, перестроены, приспособлены для нужд просвещения и бюрократии, или просто снесены.

Эти запущенные и покинутые дворцы ушедшей эпохи запечатлены на фотографиях Ксении Никольской очень вовремя.  Скоро они или исчезнут, или будут восстановлены и отреставрированы, и станут частью нового псевдо богатого Египта, новой туристической достопримечательностью и памятниками уже другой эпохи.

Египетские пирамиды – одно из семи чудес света – известны всему миру. Ежегодно тысячи людей приезжают в Египет, чтобы увидеть их – исполнить свою детскую мечту. Загадочные, исполинские, манящие, они приходят в нашу жизнь со страниц детских энциклопедий и непреодолимо влекут к себе. Будь то многомесячное и многотрудное странствие путешественника XIX века, или пятичасовой авиаперелет современного европейца, – путь к пирамидам лежит через Каир.

Многонациональный, шумный, несколько неопрятный центр Каира являет собой пеструю смесь древнего и современного, Запада и Востока. Историю активного взаимодействия и взаимовлияния этих культур принято отсчитывать от Египетского похода Наполеона. Французская оккупация продлилась всего четыре года (1798–1801), но последствия ее стали судьбоносными для города. Принесенный Наполеоном дух европейской культуры не только сформировал основные черты традиционных колониальных отношений, определивших историю Египта на следующие полтора столетия, но и сделал франкофильство доминирующей культурной ориентацией.

В 1867 году правитель Египта хедив Исмаил, получивший образование во Франции, посетил Всемирную выставку в Париже, ознакомился с проектом перепланировки французской столицы знаменитого барона Османа и загорелся идеей перестройки центральной части Каира в соответствии с новейшими градостроительными идеями. Приглашенные архитекторы и инженеры (большей частью французские и итальянские) закладывали в старом средневековом городе новые «европейские» районы с регулярной планировкой улиц и современной архитектурой. Так рождался «Париж на Ниле». Так рождалась Прекрасная эпоха в Каире – эпоха фешенебельных вилл и дворцов, эпоха путешественников, коммерсантов и авантюристов, эпоха баснословных состояний и безудержных трат, пышных приемов и закрытых клубов, эпоха казино, кофеен «Гроппи» и отеля «Шепердс». Здесь роскошь всегда соседствовала с бедностью, и это соседство стало характерной чертой каирского образа жизни.

Ксении Никольской удалось запечатлеть не только сами памятники египетской архитектуры колониализма, но и дух ушедшей эпохи. Заброшенный интерьер всегда имеет много прелести и достоинств, в нем остановившаяся жизнь и рассказ, уводящий в прошлое. Время стоит и раскручивается обратно, и происходит это в обрамлении интерьера и вещей, которые, словно в музее, приобрели другой контекст существования, не менее интересный, чем в их прежней реальности. При взгляде на них ушедший Египет можно почувствовать лучше, чем если бы мы увидели подлинные фотографии той эпохи.
 
Тысячи путешественников, приезжающих в Египет посмотреть на пирамиды, делают миллионы фотоснимков памятников древности, утопающих в песках. Они преодолевают километры туристических маршрутов по улицам, музеям и паркам чужой страны. Пыль неизбежно оседает на их обуви, скрипит на зубах. От нее хочется отряхнуться, протереть объектив, чтобы четче увидеть эффектные и впечатляющие памятники прошлого. Но иногда стоит свернуть с привычного маршрута, остановиться перед покосившимся домом, чтобы увидеть другую, еще живую историю.

Выставка «Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять, изучать искусство XX-XXI веков.

Автор концепции и куратор выставки – М. Б. Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2015), который предваряет вступительное слово М. Б. Пиотровского. Авторы статей – М. Б. Пиотровский, К. Никольская,  О. Барак, М. Шульц.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Самый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy PlaceГосударственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник Гатчина
Отзывы о событии Выставка "Ксения Никольская. Пыль. Забытая архитектура Каира"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Иванова Елена 30 марта 2019 г. 11:42
Безумно люблю Эрмитаж. Особенно Главный штаб. Здесь всегда проходят самые современные выставки.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Галина Узкова5 марта 2018 г. 16:25
Я — большая поклонница искусства. Безусловно, музей "Эрмитаж" — поражает своими коллекциями. Обожаю бродить по залам. сколько бы я раз не приходила, всегда открывается что-то новенькое. Невозможно рассмотреть и запомнить всё, конечно. В этом-то и состоит удовольствие. Что касается здания Главного штаба, то оно весьма отличается от своего "родителя") Здесь бывают очень оригинальные выставки современных художников, какие-то оригинальные инсталляции. Мне кажется, что Главный штаб — большое украшение. Если мне хочется какого-то невероятного свежего глотка, то я сразу отправляюсь сюда. Жаль только, что цены растут год от года.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина12 января 2017 г. 20:56
Сходила на выставку Мариано Фортуни. Произвело впечатление мастерство и профессионализм. Он и правда волшебник! Платья кутюрье,стильно выглядят и на сегодняшний день.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Александр 3 ноября 2016 г. 23:47
Очень красиво!!
Каждая поездка запоминается, как первая! А какой там простор...Стены и потолки не давят
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Варвара24 ноября 2015 г. 21:53
На каком основании нельзя оформить бесплатный билет, предъявив льготный проездной билет с фотографией?!! Требуют пенсионное, но оно без фото!! Оформляют везде, кроме Эрмитажа. Крахоборы!!
Ответить
Пожаловаться 0 / -1
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю