29 мая в пространстве "Тайга" "Оперный вестникъ" проведет видеопоказ оперы "Солдаты" Бернда Аллоиса Циммермана в постановке Гарри Купфера, вступительную лекцию прочитает российский композитор и музыковед Светлана Лаврова.
Опера «Солдаты» - не частый гость на театральных подмостках. 1958 году театр Кёльна заказали оперу Бернду Алоису Циммерману, одному из самых значительных представителей немецкого авангарда второй половины ХХ века. Три года композитор работал над партитурой оперного спектакля "Солдаты" по одноименной драме Якоба Ленца, но когда работа была закончена, оперу решили не ставить, сочтя сложной во всех отношениях. Автор потратил несколько лет жизни и много сил, чтобы в 1965 году премьера состоялась, что по слухам сказалось на психологическом состоянии Циммермана, привело к депрессии, которая трагически закончилась самоубийством.
Основная сложность оперы, заложенная в музыке Циммермана, идея одновременности. Сценическое действие многослойно, события разнесены по времени и проходят перед глазами зрителя в один и тот же момент. Музыка, написанная Циммерманом, пылает, вспыхивает как огонь, разносясь по разным частям зала: бренчат ударные, ноют скрипки, шепчет челеста и на считанные доли секунды пламя охватывает все оркестровые силы, смешивается с джазом, народными мелодиями, танцевальным жанром, песнями. Для исполнения её нужен оркестр в составе почти 200 человек, который не вмещает ни одна оркестровая яма в мире.
История Мари, девушки из проcтой семьи, которая становится жертвой своей любви к офицеру, превращается у Циммермана в символ мировой несправедливости. Можно сказать, Циммерман написал религиозную музыку: "Страсти по житию девушки Мари, поддающейся искушению и гибнущей почти безвинно". Это опера о том, что война уродует всех, не разделяя на жертв и убийц, и самое сильное антимилитаристическое высказывание в истории оперы.
О музыке ХХ века, особенностях музыкального театра Бернда Аллоиса Циммермана на примере постановок оперы "Солдаты" расскажет Светлана Лаврова - кандидат искусствоведения, композитор, проректор по научной работе и развитию академии Русского балета имени А.Я. Вагановой, художественный руководитель и автор идеи фестиваля современной музыки «Время музыки fin de siècle», а также ряда международных проектов в области современной музыки, автор многочисленных исследований о новой музыке.
В антракте по традиции всем гостям будет предложен комплимент в виде бокала вина.