914
Страница создана 04.09.2015 и обновлена 07.09.2015
Повысить
аудиторию мероприятия
Александр Дмитриев и Академический симфонический оркестр открывают сезон исполнением трех сочинений, входящих в «золотой фонд» классической музыки. Все три великолепны и, так или иначе, связаны с темой путешествий.
«Когда хорошенько вглядишься в публику, беснующуюся на Corso, то убеждаешься, что как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы, но оно искренне и непринужденно... Оно вдыхается в здешнем воздухе, теплом, ласкающем». «Итальянское каприччио» Чайковского стало непосредственным откликом композитора на впечатления от поездки в Италию. Эта музыка полна жизни, карнавального веселья, в ней чувствуется дыхание роскошной итальянской природы. Петербургская публика впервые услышала новое сочинение Чайковского 135 лет назад, 26 декабря 1880 года, под управлением Эдуарда Направника. Слушатели были в восторге, однако критики были настроены скептически. Один из отзывов утверждал, что «к художественным произведениям эту вещь причислить невозможно, но для садовых концертов — это дорогой подарок».
Рахманинов окончил Третий концерт (один из красивейших и сложнейших когда-либо написанных фортепианных концертов) 23 сентября 1909 года, в Ивановке. Вскоре композитор отправился в длительное турне по Соединенным Штатам, где ему предстояло впервые исполнить новое сочинение. Из-за нехватки времени концерт пришлось разучивать на корабле, по дороге в Америку. Премьера состоялась 28 ноября того же года, в Нью-Йорке, под управлением Вальтера Дамроша (а 16 января 1910, там же, в Нью-Йорке, Третьим концертом дирижировал Густав Малер).
О своей последней симфонии Дворжак говорил: «Это сочинение я никогда бы так не написал, если бы не видел Америки». Девятая парадоксально и абсолютно естественно объединяет Старый и Новый Свет. Эта партитура – истинно чешская по духу, но при этом полна отсылок к негритянской и индейской музыкальной культуре. В ней нет ни одной прямой цитаты, напротив, современный американский фольклор цитирует Дворжака (его американский ученик, Вильям Армс Фишер снабдил знаменитую тему из медленной части собственным текстом и с тех пор «Goin' Home» часто принимают за негритянский спиричуэл. Она и звучит как спиричуэл. Например, в исполнении Поля Робсона). Со дня премьеры симфонии «Из Нового Света» прошло уже больше 120 лет, но ее музыка нисколько не потускнела. Как не тускнеют воспоминания об увлекательных путешествиях.