«Скрябин – гениальный искатель новых путей. При помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности». Н. Мясковский
В программе, посвященной столетию со дня смерти Александра Скрябина, прозвучат две симфонические поэмы и концерт для фортепиано с оркестром великого русского композитора.
Первое законченное и публично исполненное оркестровое сочинение Скрябина, «Мечты», впервые прозвучало в Петербурге, в конце 1898 года, под управлением Римского-Корсакова. По содержанию эта оркестровая пьеса близка к фортепианным прелюдиям того периода (собственно, первоначально она так и называлась). Единственный фортепианный концерт был написан очень быстро, на одном дыхании, в 1896 году. Автор избрал для этого сочинения ту же тональность, что и Рахманинов для своего Первого концерта – фа-диез минор. В развернутой фортепианной партии (на протяжении всех трех частей рояль звучит практически без перерыва) явно прослеживается связь с музыкальным языком Фредерика Шопена.
«Прометей» (Поэма огня) – одно из важнейших сочинений Скрябина – был создан в 1910-м. В отличие от «Поэмы экстаза» у «Прометея» нет развернутой программы, а его содержание, по словам автора, напрямую не связано с известным мифом. Однако название, конечно, не было дано случайно. Для воплощения грандиозного замысла композитор задействовал не только оркестр, смешанный хор, фортепиано, орган, но и абсолютно новый, специально спроектированный аппарат для создания световых эффектов. Его партия была специально выписана в партитуре. Увы, к премьере, которая состоялась 2 марта 1911 года в Москве, под управлением Кусевицкого, световую клавиатуру изготовить не успели, и в партитуре появилась ремарка «Может исполняться без световой строки». С тех пор неоднократно предпринимались попытки дешифровать и исполнить световую партитуру, однако их результаты неоднозначны.
Подписаться:Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это
Очень любим Филармонию. Посещаем и Малый зал, и Большой. Оба впечатляют свой красотой. Последний раз были именно в Большом, о нем и расскажу. Тут важно, понимать. зачем вы приходите, если не часто, как мы, то берем билеты поближе к сцене, чтобы полностью погрузиться в этот мир музыки - лицезреть и слушать. Знаю, что есть постоянные посетители, которые ходят уже только для того, чтобы услышать живое исполнение, поэтому выбирают места подешевле и подальше. Даже кто-то закрывает глаза. Акустика у зала очень хорошая. прекрасно слышно из совершенно разных точек. Рекомендую, если там еще не были.
Я потрясена концертом Максима Венгерова и Полины Осетинской . Выступление музыкантов такого уровня - огромное событие. Великолепные сонаты Брамса в исполнении М.Венгерова и П.Осетинской - это истинное наслаждение для слушателей!
Убедительная просьба от постоянных слушателей ваших концертов - вернуть время начала концертов на 19.00. Думаю, что большинство слушателей будет просить об этом