Открытие концертного сезона в Капелле
|
|
|||||||||||||
Мероприятия в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
24 сентября в Академической Капелле Санкт-Петербурга состоится открытие концертного сезона.
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр Чернушенко
Бородиин
Симфония № 2 си минор «Богатырская»
Прокофьев
«Александр Невский», кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1938-39)
Солистка – Дарья Лейбова
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр Чернушенко
«Богатырская» симфония Бородина принадлежит к числу мировых симфонических шедевров, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов.
Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же Бородин показал ее своим товарищам по «Могучей кучке». Мусоргский предложил название «Славянская героическая». Однако выдающийся русский критик Стасов предложил: «Богатырская». Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с этим названием навсегда. До окончания ее было еще очень далеко. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Эдуарда Направника.
Стасов писал: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования «Богатырская». Симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Она рождалась вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки.
* * *
В начале 1938 года выдающийся советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал фильм «Александр Невский» о победе дружины новгородского князя Александра Ярославича над крестоносцами Ливонского ордена в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года. В качестве автора музыки Эйзенштейн решил привлечь Сергея Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. Многолетнее творческое содружество Прокофьева и Эйзенштейна стало одним из самых заметных явлений в истории российского и мирового кино.
Прокофьев, посетив Голливуд, специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже». По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Зачастую Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна поражала способность Прокофьева передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. Текст к вокальным фрагментам принадлежит самому Прокофьеву и поэту Владимиру Луговскому.
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальную популярность. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать кантату на материалах музыки к фильму. Вся музыка была заново оркестрована, а из отдельных фрагментов были созданы семь законченных частей кантаты. 17 мая 1939 года прошла премьера в Большом зале Московской консерватории. А в 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, «Александр Невский» вернулся на экраны с еще более оглушительным успехом. Фильм Эйзенштейна и музыка Прокофьева приобрели для советского народа в годы войны особое значение.
В музыке «Александра Невского» воплотились героизм русских воинов, проникновенная лирика, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами. Центром кантаты является грандиозная тема «Ледового побоища», которая до сих пор используется в различных художественных и документальных киноматериалах.
|
Комментарии посетителей о событии
Мария | 4 февраля 2019 г. 19:33 |
7 января посетила рождественский концерт в исполнении симфонического оркестра Капеллы под управлением Ильи Дербилова - Петербургские акварели. Это мероприятие стало, можно сказать, традиционным (по крайней мере, в последние несколько лет). Автором композиций и солистом был Анатолий Кальварский. Благодаря хорошему месту на втором ряду, я получила удовольствие от прослушивания. В целом, акустика в главном зале Капеллы всегда была чистой, живой звук порадовал. Было придумано красочное праздничное освещение с новогодним оформлением зала. Сам концерт длился не более часа - я не успела устать.
Ответить
|
Ольга | 23 января 2019 г. 20:38 |
Люблю капеллу, русскую музыкальную школу. Концерты на высоте, на разную тематику. Детские мероприятия отличные, на них детям не скучно, а интересно - умеют преподнести нужные именно этому возрасту произведения, привить детям любовь к высокой и живой музыке. Билеты достать можно, цены средние, на абонементах еще и сэкономить можно прилично. Здание и залы торжественные, центр города, тут своя атмосфера. Акустика хорошая, звук объемный в этих стенах. Стулья не удобные только тем, кто привык в них разваливаться, а кто умеет держать спинку, тем удобно. С продажей билетов бывают накладки и в зале могут пересадить.
Ответить
|
Нади | 10 декабря 2017 г. 22:56 |
Капелла - это чудо! Особый мир!
Ответить
Здесь хотела написать про детские абонементы. Третий год ходим на концерты по детским абонементам. Два года посещали познавательные концерты в камерном зале: 1. "Королевство музыкальных инструментов" - отличные концерты, идеально подобрана музыка, но очень скучный ведущий; 2. "Маленьким слушателям о великой музыке" - это 5 чудо-концертов, очень познавательных и интересных. Ведущая - Лариса Ефимова - создает особую атмосферу, она как-будто перемещает слушателей в эпоху композитора, создает интригующие моменты, позволяющие детям особенно внимательно вслушиваться в музыку. Большое ей спасибо! Все ОЧЕНЬ СОВЕТУЮ! В этом году приобрели абонемент "Волшебная музыка сказки". Первый концерт-постановка длился почти 2 часа, но пролетел на одном дыхании. Прекрасная музыка, танцы, повествование очаровательного Кота в сапогах. Зато второй концерт испортил все впечатление. Очень не советую ходить на "Снежную королеву"! Такое разочарование! Такое расстройство от того, что на ТАКОЙ прекрасной сцене ТАКАЯ жуткая, бездарная постановка. Такое ощущение, что 30% детей попали на сцену только потому, что их родители за это заплатили. Уровень спектакля вполне подошел бы для отчетного концерта студии "Образ", для родителей, которые с гордостью смотрели бы на своих детей, но ни как не для основного зала Академической капеллы. В зале были не только те, кто пришел фотографировать своих родных. Это же "опера" (без кавычек здесь не обойтись), включенная в абонемент! Дети пришли услышать классическую музыку, красивые голоса, увидеть профессиональные танцы. Такой самопал дети видят в своих секциях и студиях (кстати, танцевальная школа, которую посещает мой ребенок, ставит безупречные номера или вообще не выводит детей на сцену). Очень надеюсь, что два следующих музыкальных спектакля в этом абонементе не связаны с театром "Образ". (P.S. я не хочу обидеть выступавших детей. Они не виноваты. Они старались, как могли, но им еще учиться и учиться) |
Татьяна | 27 ноября 2017 г. 23:28 |
почему нет комментариев к вновь недавно установленным во дворе капеллы двум памятникам? Кто автор, к каким датам?
Ответить
|
VACHIV | 7 ноября 2014 г. 0:18 |
Каждое посещение Государственной Академической Капеллы - праздник, удовольствие, ни разу не уходил разочарованным.
Ответить
|
Прошедшие события
|
|
|
|
||||
|
|
|
|