9 ноября в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится уникальный концерт, который объединит в одной программе музыкантов-басистов, играющих на различных инструментах и вразных жанрах – от классических Баха и Альбениса до современных композиторов, народной музыки и джаза.
Во все времена басовые инструменты считались неповоротливыми и способными только держать бас, но, придя на Концерт-фантазию, вы услышите, насколько виртуозным может быть исполнение на этих, далеко не сольных, инструментах. Балалайка-контрабас Михаила Дзюдзе и контрабасы Александра Шило и Андрея Иванова, бас-гитараАнтона Давидянца и басовая флейта Георгия Долгова, завораживающее горловое пение БаттулгиВанчиндорча и классический оперный бас Аскара Абдразакова –все они выступят в Большом зале филармониив сопровождении оркестра национальных инструментов «Терема».
Украшение программы – утонченная китаянка Ян Юйтун представит петербургской публике гучжэн– жемчужину среди китайских национальных инструментов, которому насчитывается 2500 лет. Ян Юйтун является одной из лучших молодых китайских гучжэнистов. Она овладела традиционной и современной исполнительской техникой, выступает как солист, так и в сопровождении оркестров в разных странах Азии, Европы и США.
Аскар Абдразаков – один из лучших басов современности, солист Мариинского театра, Народный артист Республики Башкортостан. Михаил Дзюдзе – экс-солист Терем-квартета, исполнитель-виртуоз на бас-балалайке и контрабасе, начавший сольную карьеру. Александр Шило – доцент Петербургской консерватории, основатель Международного конкурса контрабасистов имени С.Кусевицкого и фестиваля «Планета Контрабас». Антон Давидянц – одни из лучших бас-гитаристов страны, музыкант невероятной творческой силы, бесподобного технического уровня и непревзойденной фантазии. Братья Ивановы – это альянс двух выдающихся джазовых музыкантов Михаила и Андрея, обладателей Гран-при Брюссельского джазового фестиваля. БаттулгаВанчиндорч – композитор из Монголии, блестяще владеющий техникой горлового пения и монгольским национальным инструментом морин-хууром. Георгий Долгов – блестящий музыкант с обширным репертуаром, играющий на всех видах флейты –от пикколо до басовой.
Рожденный в 2013 году,Оркестр национальных инструментов «Терема» состоит из молодых и амбициозных музыкантов, ярких творческих личностей. Руководит оркестром выпускник Санкт-Петербургской консерватории дирижер Андрей Долгов.
«Бас – всему голова», – готовы заявить организаторы «Басианы». Бас, и в самом деле – надежный товарищ, авторитет, основа, без которой не выстроить прочного музыкального здания. Бас испокон веков является в массовом сознании воплощением могучих, богатырских сил природы, готовых удержать на себе земной шар. Утробным, потусторонним басом клокочут гортанные шаманские заклинания. Басом вещали оракулы. Бас, с итальянского basso – «низкий» дает опору всей гармонической вертикали, на которой строится музыка академической традиции. В названии известного старинного трактата Учение о генерал-басе при всей его серьезности сегодня можно усмотреть и элемент легкой иронии. И неслучайно басами громоподобно возвещали не только дьяконы в русской церковной традиции, но и неудачливые трусливые воины, как, например, Фарлаф в опере «Руслан и Людмила» Глинки. Эмоционально-смысловой ресурс басов поразительно, космически велик: от дурака до мудреца, от комической скороговорки до скорбной темы в пассакалии, от симфонической фундаментальности до джазовой расслабленности. В барочной опере басом могли петь волшебники, в операх Верди – короли, инквизиторы, благородные отцы семейства, а у Моцарта басом является не только мудрец Зарастро в «Волшебной флейте» Моцарта, но и суетливо болтливый слуга Дон Жуана Лепорелло. Шарль Гуно закрепил за басом страшную маску Мефистофеля во всемирно известной опере «Фауст» по бессмертной трагедии Гете. Особой сакральной силой наделяется герои басов в русских операх, где можно обнаружить настоящую галерею: Иван Сусанин, Руслан, король Рене, Борис Годунов, Кутузов. В симфонической музыке идеальным выразителем идей баса по праву считается контрабас, цементирующий мощные симфонические полотна. Бас обладает гипнотической силой, подчас неограниченной властью над душами доверчивых слушателей.
Парадоксально, но в оркестре мы не всегда можем расслышать звучание группы контрабасов, в отличие от хрупких флейт или нежных скрипок, чьи высокие частоты пленяют наш слух с первых же звуков. Но без басов никакие флейты не могли бы осилить грандиозные замыслы ни Бетховена, ни Шостаковича. А потому невероятно интересно и увлекательно вдруг вытащить басы из оркестровой ямы и предложить высказаться с сольным концертом, чтобы, наконец, понять диапазон басового интеллекта, определить его IQ.