Более двадцати лет Дягилев вел активную творческую жизнь в Европе и на американском континенте. Дягилевские «Русские сезоны» на столетие вперед определили репутацию русского искусства как самого новаторского, став лабораторией театрального авангарда, объединив современных композиторов, хореографов, художников. Знаменитая странствующая балетная труппа, не имевшая ни постоянной финансовой поддержки, ни постоянного административного ресурса, тем не менее, выступала на лучших сценах мира, восхищая, а порою и раскалывая публику и критику на два непримиримых лагеря.
Каким образом удавалось Дягилеву поддерживать жизнедеятельность труппы, каждый сезон удивляя всех новыми постановками?
Импресарио лично нес ответственность за художественный уровень программы и ее финансовую состоятельность. Именно его индивидуальность во многом определяла поддержку его идей друзьями, спонсорами и меценатами. Дьявольская интуиция Дягилева помогала ему привлечь нужных людей к нужным проектам, но если в дальнейшем эти же люди становились помехой в его творческих поисках, он безжалостно их отталкивал, иногда и во вред себе.
В круге покровителей Дягилева в разное время входили и петербургские балетоманы, Дирекция императорских театров, царский двор, представители деловых кругов Европы, и выдающиеся женщины той эпохи: легендарная Шанель, парижанка княгиня Де Полиньяк, возлюбленная художника Серта — Мисиа.
Парадоксальная и драматическая фигура Дягилева, его способность созидать и возрождаться после каждой финансовой катастрофы уникальна. Его деятельность как импресарио требует серьезного исследования. Актуальность темы — очевидна. И сегодня привлечение и поиск средств для решения творческих задач — непременные составляющие успеха.