ХАЧАТУРЯН
Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Солист – Николай АНДРЕЕВ
ОРФ
«Кармина Бурана», сценическая кантата для солистов, хора и оркестра на тексты из одноименного поэтического сборника
Солисты: Екатерина ЗАВАЦКАЯ (сопрано), Денис ЩЕРБИН (баритон), Михаил БАРАШЕВ (тенор)
Хор и Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер – Владислав ЧЕРНУШЕНКО
Сценическая кантата «Кармина Бурана» (1936) – самое известное сочинение Карла Орфа, принесшее своему автору всемирную славу и сразу же оказавшееся в золотом фонде популярного классического репертуара. Первое исполнение состоялось 8 июня 1937 года в Государственной опере Франкфурта-на-Майне.
В начале 1930-х годов композитор познакомился со сборником XII–XIII веков Carmina Burana («Песни Бойерна»), найденном в 1803 году в монастыре Бойерн в Баварии. В сборнике содержались произведения странствующих средневековых поэтов. В либретто вошли стихи как на латинском, так и на средневерхненемецком языке. Они охватывают широкий круг светских тем, актуальных во все времена: непостоянство удачи и богатства, быстротечность жизни, радость возвращения весны, удовольствие от пьянства, обжорства, азартных игр и плотской любви.
Полное название кантаты – «Песни Бойерна: мирские песни для исполнения певцами и хорами совместно с инструментами и магическими изображениями». «Кармина Бурана» состоит из пяти основных частей, каждая из которых содержит несколько отдельных музыкальных действий. Композиционная структура во многом основана на идее вращения Колеса Фортуны. Во время каждой сцены, а иногда и во время одного действия, Колесо Фортуны поворачивается, счастье оборачивается печалью, а надежда сменяется горем. Наиболее известной частью кантаты является хоровая композиция "O Fortuna", которая открывает и завершает произведение.
Скрипичный концерт Арама Хачатуряна был написан на необыкновенном эмоциональном подъеме всего за два с половиной месяца. Концерт был посвящен Давиду Ойстраху, который исполнил его впервые 16 ноября 1940 года в только что построенном Зале имени Чайковского. Великий скрипач вспоминал: «Музыка искренняя, своеобразная, исполненная мелодических красот, народного колорита, остроумная, словно искрилась. Все эти черты, которыми концерт до сих пор радует слушателей, произвели тогда незабываемое впечатление. Было ясно, что родилось новое, яркое произведение, что ему предстоит большая жизнь на концертной эстраде. Моей скрипке суждено было положить начало этой жизни».
Высоко оценили концерт и все любители музыки. В короткий срок он был повторен дважды, покорив всех своей праздничностью, жизненным пульсом, характерными для всего творчества Хачатуряна. Смело можно сказать, что это произведение равнодушным не оставило никого». Популярность концерта росла день ото дня, с феноменальной скоростью. Вскоре произведение приобрело всемирную известность, большой популярностью за рубежом пользовалась запись, сделанная Ойстрахом. Концерт и в наши дни входит в репертуар лучших скрипачей мира. За это произведение Хачатурян получил Государственную премию.