На выставке представлена коллекция будущего Музея современного искусства, которая возникла для обновлённого Центра современного искусства имени Сергея Курёхина благодаря художникам, музыкантам, собирателям и почитателям гениального композитора, воплотившего в своем творчестве футуристические надежды поколения Перестройки. Она состоит из двух частей. Это объекты, связанные с личностью Сергея Курёхина, и произведения современного искусства, подаренные художниками, принимавшими участие в «Поп-механике», и наследниками соратников Курёхина.
«Поп-механика» навсегда останется одним из самых важных культурных явлений второй половины ХХ века. Пронизанная энергией своего создателя Сергея Курёхина и завораживающей силой популярных мелодий, маршей и ритмов, она мифологизировала время грядущих перемен, время демонтажа идеологии и перекомпозиции культурных артефактов. Футуристически звучное имя «Поп-механика» появилось в 1980-х годах, что революционизировало и окончательно изменило культурную жизнь Ленинграда (Санкт-Петербурга) и России в целом. Каждая «Поп-механика» – музыкальный и семантический коллаж, создаваемый Курёхиным буквально на глазах у зрителей в зависимости от места представления, аудитории и состава участников обладала неповторимостью.
Облик «Поп-механики» менялся со временем от черного юмора дадаистских перформансов до постидеологических представлений, от футуристических костюмов Сергея Чернова, вдохновленных промышленной свалкой, до героев античных мифов, разыгранных художниками неоакадемистами Олегом Масловым и Виктором Кузнецовым. Работы новых художников (Тимура Новикова, Инала Савченкова, Сергея Бугаева Африки, Олега Котельникова, Ивана Сотникова), неоакадемистов (Маслова и Кузнецова, Ольги Тобрелутс) и некрореалистов (Евгения Юфита и Владимира Кустова) оригинальные афиши и постеры «Поп-Механики» и легендарный «Утюгон», из коллекцию будущего Музея современного искусства имени Курёхина представляют исторический раздел на выставке.
Историю «Поп-механики» и атмосферы бурного времени Перестройки позволяет воссоздать и уникальная коллекция видеозаписей, сделанных Джоанной Стингрей, и подаренная будущему музею одним из основателей группы «Звуки Му», деятелем российского рока, телеведущим и режиссером, культурологом Александром Липницким.
На выставке также показаны редкие документальные фотографий 1970-90-х годов, на которых представлена ленинградская и московская рок-сцена, выступления Сергея Курёхина и его оркестра «Популярная механика», редкие архивные материалы, афиши и пластинки передали в музей жена и сын композитора, Анастасия и Федор Курёхины. А также работа Энди Уорхола – подписанная и присланная Сергею Курёхину американским поп-артистом консервная банка томатного супа «Кэмпбелл», объект немецкой художницы Ребекки Хорн, для фильма которой Курёхин написал музыку, и такие артефакты рок-культуры, как, например, номерной знак автомобиля Фрэнка Заппы, подаренный им композитору.
На экспозиции показаны произведения более шестидесяти современных художников, живущих в Петербурге, Москве, Киеве, Лондоне, Нью-Йорке... Это объекты, инсталляции, фотографии и картины, созданные с использованием новых медиа, как работы Анны Франц, фотографии Александра Пономарева, живопись Геннадия Зубкова, Виктора Тихомирова Андрея Рудьева, Николая Копейкина, Дмитрия Шагина, объекты Владимира Козина и скульптура Анатолия Белкина... Выставка «Музей современного искусства имени Сергея Курёхина. Прототип #1», объединив все виды искусства, воссоздает сам дух «Поп-механики», с ее спонтанной непредсказуемостью и синтетическим характером.