Музей Сновидений Фрейда представляет второй релиз экспериментального выставочного проекта «Dream Work», номинированный на «Премию Курехина 2015» как лучший кураторский проект. Проект представляет собой исследование онейрического пространства как особого рода коммуникативной среды, в которой открываются специфические возможности межличностного взаимодействия. Изучение способов функционирования в сомнамбулической «социальной сети» и поиски способов налаживания контактов друг с другом во время сна являются основными задачами данной работы.
Основная часть экспозиции – рисунки, на которых запечатлены характерные моменты погружения художников в сновиденческую реальность. Работы Павла Пепперштейна репрезентуют сюжеты из жизни сомнамбул, попавших в лабораторное пространство фантазии художника, где над ними проводятся опыты по обнаружению человеческого в их сущностях.
Матвей Сегал синонимизирует творческий процесс и состояние сна на основе единого принципа их функционирования, заключающегося в свободном рекомбинировании эстетических переживаний, очутившихся в поле чувствования художника. В его рисунках мы видим фантазийные миры, населенные одновременно сказочными и реальными персонажами, взаимодействия которых выявляют запредельные смыслы. Влада Трубачева воспринимает сон как зеркало реальности, в котором отражаются лишь те знаки повседневности, которые имеют символическую ценность.
Именно они населяют ее графику, передающую ощущение легкости и невесомости в типично японской традиции. Виктор Закс находит в пространстве сна объекты-якори, которые оседают в памяти и позволяют вернуться в сновидение уже после пробуждения. Изучению принципа работы этих связующих явь и сон предметов посвящены его акварели.
Документация охоты за онейромыслью представлена в аудиоинсталляции Тараса Машталира, зафиксировавшего экспериментальные дискурсивные практики участников проекта, особый интерес для которых представляет область пересечения бессознательных состояний и процесса воспроизведения человеческой речи. Значение в данном случае обретает любой текст, проявивший себя во сне, будь то случайная реплика, осевшая в сознании уже проснувшегося, или бессвязное бормотание еще спящего. Стремясь постичь суть речевых символических конструкций, художники строили ловушки для бессознательных желаний, пытаясь поймать их в тот момент, когда язык владеет человеком, а не человек языком, то есть во время сна.
Частью экспозиции стала также документация перфоманса, прошедшего накануне открытия выставки Dream Work в Ural Vision Gallery Budapest, во время которого куратор Саша Карпова и художник Матвей Сегал сделали попытку вступить в диалог во время сна, с целью чего провели ночь в галерее среди экспозиционных объектов.
Используя особые практики, разработанные исследовательской группой, они проникли в сновидения друг друга и установили личностный контакт. В результате пересечения грез образовалось перекрестное сновидение, символические образы которого были зафиксированы художником сразу после пробуждения в работе «Стакан Молока», которая также представлена на экспозиции.
После успешного проведения этого эксперимента, позволившего убедиться в том, что при нахождении в одном пространстве двух индивидов существует возможность налаживания контакта между ними во время сна, исследование сомнамбулических коммуникаций было продолжено.
На втором этапе эксперимента осуществлялась проверка возможности подобной коммуникации на расстоянии. В качестве оптимального расстояния было выбрано 706 км (расстояние между Москвой и Петербургом), а в качестве формы общения – интервью.
Эксперимент длился 20 суток, в течение которых Саша каждый вечер перед сном отправлялась на «место силы», концентрация энергий на котором позволяла использовать его как своеобразный портал для передачи информации. Там она оставляла завернутую записку с вопросом и фиксировала ее местоположение на фотопленку. Снимок сразу же отправлялся Матвею в знак того, что потенциальная энергия смысла по закону сохранения энергии перешла в эфир пространства, благодаря чему смысл стал доступен для восприятия адресатом, то есть Матвеем. Получив этот визуальный знак, Матвей погружался в сновидение для «ловли» вопроса, а на утро после пробуждения рисовал ответ. Результатом художественного эксперимента стал альбом, в котором вопросы и ответы соединены в единое интервью, не лишенное сюрреалистических мотивов. Альбом впервые представлен публике на выставке «Dream Work vol. 2».