С 10 ноября по 27 декабря в РОСФОТО пройдет цикл лекций, посвященный истории развития фототехнологий. Об особенностях платинотипии и цианотипии, правилах желатиновой печати и дагеротипах, взаимоотношениях ранней фотографии и живописи и многом другом расскажут сотрудники музейно-выставочного центра.
10 ноября: Коллекция и основные направления деятельности РОСФОТО
Главный хранитель Я. В. Романова
Цели и задачи Государственного музейно-выставочного центра РОСФОТО. Комплектование и хранение фотографических коллекций, программа сохранения фотодокументов, научная работа как основные направления деятельности РОСФОТО.
15 ноября: Программа сохранения фотодокументов. Сводный каталог дагеротипов
Руководитель программы сохранения А. В. Максимова / Специалист РОСФОТО Е. А. Агафонова
Фотография как один из самых уязвимых и сложных объектов хранения. Оптико-электронная, физико-химическая и историко-документная экспертизы, практические и выездные консультации, разработка систем хранения, проведение конференций и другие способы решения проблем сохранности фотодокументов из любой российской музейной коллекции, частного собрания или архива фотографий и негативов. Сводный каталог дагеротипов как одно из направлений изучения национального фонда.
22 ноября Дагеротипы / Кейсовая фотография
Художник-реставратор А. В. Асеева
Дагеротип как самый уязвимый способ получения изображения высокого качества. История создания дагеротипа, процесс получения и правила обращения. Дагеротипические ателье и популяризация дагеротипов.
Кейсовая фотография после дагеротипа: преемственность и отличия. Основные характеристики кейсовой фотографии: виды, материалы, страны. Кейсовая фотография как способ имитации дорогого фотографического процесса. Кейсовая фотография и живопись.
29 ноября Фотография и искусство. Однослойные фотографии (соленая печать, цианотипия, платинотипия)
Художник-реставратор К. А. Мисюра-Аладова
Использование техники соленых отпечатков в 1840–1860 гг. Изобретение техники цианотипии в 1842 году и появление первых цианотипических машин в Швейцарии. Цианотипия как экономичная альтернатива платинотипии. Развитие платинотипии в 1873–1920, преимущества и дефекты техники.
6 декабря Альбуминовая печать
Художник-реставратор Ю. А. Поклад
Альбуминовая фотография в классе двухслойных отпечатков. История создания, процесс получения и правила обращения. Первые фабрики по изготовлению бумаги для альбуминовой печати. Альбуминовая печать как новый этап развития фотографической печати XIX века. Становление портретного жанра («карт-де-визит», «кабинет-портрет» и др.) и фотоальбомов. Проблема цвета в альбуминовой печати.
13 декабря Коллодионовая печать
Художник-реставратор К.А. Мисюра-Аладова
Феномен коллодионовой фотографии в классе трехслойных отпечатков. История изобретения, процесс получения и правила обращения. Коллодионовая техника и жанр: пейзажи, архитектура, интерьеры, портреты на фотографиях 1885–1910 годов.
20 декабря Желатиновая печать
Художник-реставратор А. В. Асеева
Техника желатиновой печати в истории развития фотографии. Этапы становления желатиновой печати с 1870 года до современности. POP- и DOP-процессы желатиновой печати. Eastman Kodak и начало коммерческого станкового производства бумаги. Мода в желатиновой печати: виды текстур, толщин, цветов и оттенков. Черно-белая и цветная фотография.
27 декабря Заключение
Заведующий сектором выставочных мероприятий И. В. Лебедев
Основные проблемы хранения фотографических документов. Значение соблюдения стабильных условий хранения и экспонирования в сохранении культурного наследия.
Вход на все лекции курса свободный.