21 и 22 декабря 2016 года Анастасия Лапсуй и Марку Лехмускаллио примут участие в двух творческих вечерах и собственной мини-ретроспективе в кинотеатре «Родина». Анастасия и Маркку лично представят фильмы, а после показа ответят на вопросы зрителей.
В программу вошли две игровых картины этого режиссерского дуэта, созданные в 2000 и в 2015 гг. – энциклопедия ненецкого народа XX века «Семь песен из тундры» и историческая драма «Чамо» о судьбе индейской девочки из Северной Америки.
В обеих этих игровых картинах традиционная культура подвергается мощному, агрессивному и, в конечном счете, разрушительному воздействию современности и научно-технического прогресса.
В Санкт-Петербурге обе картины будут показаны впервые.
21 декабря, 19.00
«Семь песен из тундры»
(Seitsemän laulua tundralta) 2000, 85'41"
Режиссура, монтаж: Анастасия Лапсуй, Маркку Лехмускаллио
Первый игровой полнометражный фильм, сделанный ненцами о самих себе – при участии финских товарищей, – представляет собой мини-энциклопедию жизни этого народа, сборник оживших, как будто во сне, рассказов, придуманных Анастасией Лапсуй «на основе ненецких легенд» и на основе реальных событий. Роли исполнили актеры непрофессионалы: оленеводы, рыбаки, охотники, чумработницы, учителя местной школы поселка Ярсале из ЯНАО, жители других ненецких поселков. Фильм завоевал множество наград и был выдвинут Финляндией в оскаровский лонг-лист.
22 декабря, 19.00
«Чамо»
(Tsamo), 2015, 75'
Авторы сценария и режиссеры: Анастасия Лапсуй, Марку Лехмускаллио
Оператор: Йоханнес Лехмускаллио
В ролях: Альбина Тологова (Albina Tologovona), Вильхельм Гротенфельт (Willhelm Grotenfelt), Томас Еллоухейр (Thomas Yellowhair), Йован Нагветч (Yovan Nagwetch) и другие
Середина XIX века. Аляска – тогда дальняя провинция бескрайней Российской империи. В семье индейцев-тлинкитов (совсем недавно – непримиримых врагов колонизаторов) на полуострове Кенай рождается девочка по имени Чамо, позднее проданная в рабство. В девятилетнем возрасте ее выменивает образованный белый мужчина – и увозит в самую западную точку России – Великое княжество Финляндия.
В единственном на сегодняшний день «традиционной» игровой картине от Лапсуй и Лехмускаллио в жанре «костюмная драма» авторы вновь возвращаются к своей сквозной любимой теме – войне не на жизнь, а на смерть между модернизмом и архаикой, между единобожием и язычеством, между миссионерством с его высокими принципами и не менее высокими требованиями – и традиционным мировоззрением, кажущимся беспомощным перед победоносным натиском христианства и цивилизации.