"Хит" выставки - никогда ранее не демонстрировавшиеся публике грандиозные полотна, средний размер которых превышает четыре с половиной метра. "Голгофа", "Сошествие во ад", "Евхаристия", "О Тебе радуется" (эскиз мозаики) и эскиз композиции "Страшный суд" были созданы Васнецовым для церкви св. Георгия Победоносца в городе Гусь Хрустальный в 1900 - 1906 гг.
В целом на выставке представлена вся хранящаяся в Музее истории религии коллекция работ В.М. Васнецова, Она включает раннюю графическую работу "Христос в пустыне" (выполнена в 1869 г. во времена обучения в Императорской Академии художеств); "Всадники Апокалипсиса" (1887 г., эскиз росписи Владимирского собора в Киеве); эскиз к знаменитой "Битве на Куликовом поле" (1915); "Крест-распятие" (1926 г.), законченный художником за несколько дней до смерти и другие произведения.
В.М. Васнецов (1848 - 1926) - выдающийся русский живописец, архитектор, театральный художник, автор великолепных образцов декоративно-прикладного искусства, первым обратившийся к воплощению сказочных и эпических образов русского фольклора в своем творчестве. Огромную известность Васнецов приобрел как автор произведений на библейские сюжеты, созданных для разных храмов.
На выставке представлены пять произведений художника для церкви св. Георгия Победоносца в г. Гусь Хрустальный: живописные полотна "Голгофа", "Сошествие во ад", "Евхаристия", эскиз мозаики "О Тебе радуется", а также эскиз композиции "Страшный суд". Автор проекта храма, заложенного в 1892 г., стал Л.Н. Бенуа. Инициатором и заказчиком строительства собора и его художественного оформления выступил владелец Гусевской хрустальной фабрики Ю.С. Нечаев-Мальцев, на средства которого велись все работы. Строительство храма было завершено к 1904 г. Наружный декор церкви - яркий образец узорчатого "русского стиля".
Еще весной 1895 г. был подписан контракт, согласно которому живописное оформление храма было поручено Васнецову. В договоре были указаны сюжеты композиций и их месторасположение в храме. В главном алтаре Георгиевской церкви размещалась мозаика "О Тебе радуется", в абсиде главного алтаря - "Евхаристия", в южном приделе - "Сошествие во ад", в северном - "Голгофа". На западной стене храма в соответствии с традицией располагалась композиция "Страшный суд". Специально для работы над большеформатными картинами для Георгиевской церкви в Москве, при Историческом музее, был построен специальный павильон. В течение семи лет Васнецов работал над пятью полотнами. Первой свое место в главном алтаре церкви заняла мозаика "О Тебе радуется", выполненная в 1902 г. художником-мозаичистом В.А. Фроловым по эскизу Васнецова. Окончательно декоративное убранство храма было закончено в 1910 г.
После революции в 1923 г. здание Георгиевской церкви было передано культурно-просветительному учреждению (сейчас в нем находится Музей хрусталя), картины перевезены в Успенский собор во Владимире, в котором был открыт музей. Только "Страшный суд" вошел в основную экспозицию, остальные хранились в плачевном состоянии в подсобных помещениях. В 1920 - 1930-х гг. переговоры о передачи картин велись с Русским музеем и Третьяковской галереей. Однако лишь в октябре 1935 г. по специальному запросу картины (за исключением "Страшного суда") были переданы в московский Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ), который был закрыт в 1937 г. В 1940-х гг. вместе с другими экспонатами ЦАМа полотна Васнецова поступили в Музей истории религии, где долгое время хранились в законсервированном состоянии в фондах.
В 1992-2000 гг. все пять полотен были отреставрированы московским реставратором И. Ярославцевым при содействии фонда развития духовно-исторического комплекса "Мир души".
Дополняют экспозицию произведения В.М. Васнецова из коллекции ГМИР на религиозную тематику. Среди них – эскиз росписи "Всадники Апокалипсиса" 1887 г. для Владимирского собора в Киеве, а также последняя работа художника, законченная за несколько дней до смерти - деревянный с росписью Крест-распятие.