Картина Франсуа Дюбуа: история исчезновения и обретения
15 мая в Александровском дворце Государственного музея-заповедника «Царское Село», впервые за последние семь десятилетий, будет представлена картина Франсуа Дюбуа «Войска Наполеона, входящие в Мюнхен 24 октября 1805 года». Отреставрированное полотно станет одним из главных экспонатов выставки «Александр I и Наполеон. Мир перед войной», которая будет открыта для посетителей с 16 мая до 16 сентября.
ГМЗ «Царское Село» отреставрировал живописное полотно Франсуа Дюбуа на собственные средства. Картину, утраченную в годы Великой Отечественной войны, удалось вернуть в Царское Село в 1948 году. Все это время она хранилась в фондах музея-заповедника, свернутая на валу, и значилась как работа неизвестного автора. Художники-реставраторы Владимир Иванов и Константин Ефимов (ООО «Ресстрой») бережно сняли картину с вала, провели ее полную консервацию, очистили от темного лака и восстановили живопись в местах многочисленных утрат. И специалистам музея стало ясно, что это полотно французского живописца Франсуа Дюбуа из довоенной коллекции дворца.
Судьба этой картины сложна и драматична. Она появилась в Царском Селе в начале XIX века. В короткий период улучшения отношений между Александром I и Наполеоном императоры делали друг другу подарки. Бонапарт (для него был оформлен подаренными Александром полудрагоценными камнями «Малахитовый салон» в Большом Трианоне) среди прочих даров преподнес русскому императору две копии, выполненные художниками Дюбуа и Гюэ с оригиналов Тоне и де Альби, прославлявших победы французской армии: «Войска Наполеона, вступающие в Мюнхен 24 октября 1805 года» и «Бомбардировка Вены французскими войсками». Их оригиналы находились в залах Версальского дворца. А подаренные копии по распоряжению Александра I были помещены в Большой Царскосельский дворец. Одна из них, написанная Дюбуа, сохранилась в коллекции музея, а другая – работы Гюэ, бесследно пропала в годы Великой Отечественной войны.
Работа в архивах помогла проследить историю сохранившейся копии. Автор оригинала - Николя Тоне (1755 - 1830) – французский живописец, член Парижской Академии художеств. Он прославился своими монументальными картинами на темы побед Наполеона в Германии. В этом полотне он увековечил один из блестящих эпизодов в череде триумфов полководца – вступление в столицу Баварии. Художник добился исторической достоверности, детально прописав многолюдные сцены на центральной площади Мюнхена – Мариенплатц. Театральный эффект подчеркнут треугольным построением композиции: ворота города извергают безликую массу войск. Главный герой – «священной вольности наследник и убийца» - Бонапарт изображен в центре на белом гарцующем скакуне, как молодой герой, к нему протянуты руки, устремлены взоры.
Копия, находящаяся в собрании музея-заповедника «Царское Село», была заказана молодому живописцу Франсуа Дюбуа (1790 – 1871). Он учился в Парижской Академии художеств, затем в Италии, писал многофигурные композиции.
Подаренную Александру копию поместили в Голубой гостиной императрицы Елизаветы Алексеевны, в Церковном флигеле Большого Царскосельского дворца. Здесь же находилась парная к ней копия с картины Гюэ «Бомбардировка Вены французскими войсками».
Позднее Николай I, став императором, оставил в комнатах своих предшественников все, как было при них. В этом виде интерьер сохранился до 1918 года, когда здесь разместился Художественный отдел музея. Картины висели на стенах гостиной до 1941 года, их не удалось эвакуировать в начале войны. Фашисты вывезли полотна в Германию, для чего предварительно срезали с подрамников. Анатолий Кучумов - в то время директор Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев – в 1948 году в Берлине обнаружил одну из копий и вернул ее в Царское Село. Копия Франсуа Дюбуа была записана в инвентарные книги возрождаемого музея как работа неизвестного художника под названием «Войска Наполеона I, въезжающие в город». Картина до 2011 года оставалась невостребованной и хранилась на валу под профилактическими заклейками. Профессионализм мастеров вернул к жизни работу Франсуа Дюбуа, а обнаруженные архивные документы позволили атрибутировать это полотно.
На выставке «Александр I и Наполеон. Мир перед войной» будут также представлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село», характеризующие период затишья 1805 - 1809 годов. Среди них – портреты Александра I, Наполеона, Екатерины Павловны; дуэльные пистолеты, по легенде подаренные Бонапартом русскому императору; мундир Александра I.