Выставка, приуроченная к Году театра в России, представляет оцифрованные материалы из музейного собрания. Название выбрано неслучайно: строка из пушкинского "Евгения Онегина" переносит в театральный Петербург XIX столетия.
На выставке можно увидеть портреты драматургов, служителей и завсегдатаев театра, упоминаемых в романе "Евгений Онегин", портреты актрис, игру которых видел, а затем описывал Пушкин в своих произведениях, виды столичных театров, жанровые сценки.
Особо примечательны редко выставляемые экспонаты, например карандашный портрет Е. С. Семеновой, выполненный В. А. Тропининым (1816) по гравюре Н. И. Уткина с оригинала О. А. Кипренского; малоизвестный портрет А. А. Шаховского (1819); силуэт В. В. Гельмерсена «Онегин в театре»; жанровые сценки из альбома «Погибшие, но милые созданья» (середина XIX в.); театральные зрительные трубки.
В 1817 году Пушкин окунулся в водоворот столичной жизни: недавний выпускник Царскосельского Лицея становится завсегдатаем зрительного зала. Начало творческой биографии поэта совпало с расцветом русского профессионального театра. Впечатления А. С. Пушкина отразились в "Руслане и Людмиле", а затем в театральных эпизодах "Евгения Онегина".
"Почетный гражданин кулис" ― это не только постоянный посетитель театра, но и требовательный зритель, знаток и ценитель игры актеров. Истинные театралы поддерживали дружеские отношения с актерами, организуя в партере "партии" поклонников, принимали активное участие в закулисных интригах, "ошикивая" или "охлопывая" актеров и актрис.
Столичная публика была весьма пестрой. Страсть к театру питали не только знатные вельможи, помещики, молодые аристократы, гвардейские офицеры, но и торговцы, приказчики, слуги. В театральном зале социальная иерархия столицы проявлялась наиболее зримо: зритель занимал место, соответствующее его общественному положению. Самыми дорогими были места в ложах, самыми дешевыми ― на балкон и галерку.
В Петербурге постоянно действовали несколько театральных трупп: русская, немецкая и французская. При Александре I зрители предпочитали балет, оперу или французскую драму. При Николае I в моду вошли спектакли русской труппы с участием драматических, оперных и балетных артистов. Репертуар русского театра пушкинского времени разнообразен: от трагедий Озерова и Расина до комических опер, интермедий, дивертисментов. Замечательное явление театральной жизни ― балеты Шарля Дидло. Увлекательные сюжеты и зрелищные действа собирали полные залы. В балетах Дидло блистала Евдокия Истомина.
Режиссером русской драматической труппы долгое время был А. А. Шаховской. Он не только ставил спектакли, заведовал репертуаром, но и сам был весьма плодовитым драматургом. Более всего ему удавались легкие, веселые комедии.
Выставка не претендует на исчерпывающий рассказ о театральной жизни пушкинской эпохи. Это лишь напоминание современному зрителю об одном из центральных произведений русской классики — романе в стихах "Евгений Онегин" и приглашение совершить виртуальную прогулку в "волшебный край" театра.