Среди других ленинградских режиссеров (и именно в киношной среде) Илья Авербах всегда имел репутацию по-настоящему авторского режиссера. Давно уже принято говорить не просто о творчестве, но целом кинематографе Авербаха – так же точно, как говорят о кинематографе Брессона, Бергмана, Феллини, Бунюэля.
Илья Авербах обладал удивительным талантом высказываться только по существу дела в отношении самых важных для человека вопросов. При этом важное и волнующее возникает в «Монологе» и других картинах, что называется, из «мелкотемья». Частная жизнь незнаменитых людей, мелочные ссоры, обиды, конфликты, компенсирующие повседневность фантазии и мечты – это фирменный материал Авербаха. Скупая, намеренно неэффектная манера съемки и повествования, отсутствие смертельно надоевшего сегодня режиссерского или операторского самолюбования, умение акцентировать внимание на смысловых полутонах – всё это особенно подкупает в кинематографе Авербаха. Его фильмы тянет бесконечно пересматривать и передумывать. Его темы и сам способ их подачи требуют от зрителя тонкой душевной настройки и серьезной умственной работы.
В главных ролях: Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Марина Неёлова, Станислав Любшин и другие
СССР, 1972 год