3 сентября на 73-м Венецианском международном кинофестивале в секции "Venezia Classici" был показан отреставрированный фильм Андрея Тарковского "Сталкер", снятый на "Мосфильме" в 1979 году по мотивам повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". "Venezia Classici" – конкурсная программа, которая с 2012 года представляет лучшие реставрации ставших классикой фильмы разных стран. В этом году в ней участвуют 20 восстановленных с помощью современных технологий лент, среди которых "Семь самураев" (1954) Акиры Куросавы, "Манхеттен" (1979) Вуди Аллена, "Деньги" Робера Брессона (1983) и другие, признанные шедеврами мирового кинематографа. Специальному жюри этого конкурса предстоит оценить качество реставрационной работы, благодаря которой удается восстановить и сохранить уникальное наследие кино.
Надо сказать, что "Сталкер" не первый отреставрированный на "Мосфильме" фильм Андрея Тарковского – в последние годы в результате этого процесса "новую жизнь" в формате высокого разрешения с максимальным улучшением визуального и звукового качества также получили "Андрей Рублев", "Солярис" и "Зеркало". На очереди полнометражный дебют режиссера "Иваново детство" (1962), отмеченный призом "Золотой лев", главной наградой Венецианского МКФ.
"Реставрация фильма – это не просто сканирование, перевод в цифру, а длительная сложная работа, требующая больших усилий, и часто требующая специальных технических решений, – говорит гендиректор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров. – В Венеции уже побывал отреставрированный "Солярис" Андрея Тарковского, в этом году покажут опять же его "Сталкер". С одной стороны это то, что нам удается реанимировать великие картины, дать им новую жизнь, с другой стороны, это показатель тех технических возможностей, которыми мы владеем". "Все картины, снятые на пленку, нуждаются в реставрации, и наша цель – представить фильм таким, каким его задумал режиссер, при этом качество должно соответствовало всем современным критериям. Мы стараемся кино не потерять, – рассказал главный инженер Киноконцерна "Мосфильм" Игорь Богдасаров. – Процесс начинается со сканирования пленки. Удаляются дефекты, происходит чистка изображения, выравнивание по цвету, работа по звуку и т.д. Нужен целый набор инструментов, чтобы все это исправить. Бывает, что каждый кадр надо сканировать вручную. Процесс индивидуальный, и тут нет готового рецепта "как это пройдет" – для любой картины он свой. Это труд целого коллектива людей. Если говорить о времени, то на процесс реставрации уходит от двух месяцев до года".
После возвращения из Венеции восстановленный "Сталкер" будет показана в России на широком экране.
Авторы сценария Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий и не указанный в титрах Андрей Тарковский по мотивам повести «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких
Операторы Александр Княжинский и не указанный в титрах Леонид Калашников (версия 1977 года была снята Георгием Рербергом)
Главный художник Андрей Тарковский (в версии 1977 года — Александр Бойм)
Художник Шавкат Абдусаламов
Композитор Эдуард Артемьев
Использована музыка Мориса Равеля (Maurice Ravel), Людвига ван Бетховена (Ludwig van Beethoven), Рихарда Вагнера (Richard Wagner)
В ролях: Александр Кайдановский, Алиса Фрейндлих, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно.
Премии: приз экуменического жюри на МКФ в Канне в 1980 году, особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году.
Интеллектуальная притча "Сталкер" поставлена по мотивам фантастической прозы братьев Стругацких. Однако в трактовке Андрея Тарковского фантастика уступила место философским размышлениям художника о проблемах Совести, Веры, Ответственности человека за свои деяния, об экологической и моральной катастрофе... Ведомые Сталкером — проводником в опасную и загадочную Зону — герои фильма хотят попасть в некую волшебную комнату с колодцем, где якобы исполняются все заветные желания... И этот путь становится главным в их жизни духовным и нравственным испытанием...