Это межмузейный проект, в котором будут представлены произведения живописи, графики и скульптуры из коллекции МИСП, ГРМ, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, а также многочисленных частных собраний Петербурга и Москвы.
Внушительная галерея женских образов провоцирует зрителя на серьёзные размышления: чья роль главнее, женщины или мужчины, что в женской природе привлекательнее – сила или слабость и почему Амазонки существовали во все времена. Это выставка объединила художников различных исторических эпох, ориентированных на разные мировоззренческие установки и художественные вкусы, таких как Николай Феофилактов (1878-1941), Борис Григорьев (1986-1939), Павел Аб (1902-1973), Клавдия Клементьева (1896-1983), Владимир Лебедев (1891-1967), Александра Экстер (1882-1949), Виктория Белаковская (1901-1965), Александр Самохвалов (1894-1971), Павел Челищев (1898-1957), Николай Кульбин (1868-1917) и многих других.
Каждый из них по-своему расставлял акценты в понимании женственности.
Выставка наглядно продемонстрирует, что Октябрь породил новых амазонок. Энергичные, сильные, владеющие боевыми искусствами, они готовы были защищать социалистическое отечество до последнего патрона. Именно такой предстает юная пулеметчица в картине Павла Аба «Стрелки. Осоавиахим». Спокойная и уверенная поза сидящей у орудия красавицы вызывает восхищение.
В галерее советских амазонок с ней соседствуют ударницы коммунистического труда. Причем созидательницам счастливой жизни не откажешь в шарме и чувственности. Они эротичны, как например, «Рыбачка» Клавдии Клементьевой. Удивит трактовка женского образа, созданного Александром Герасимовым – любимым художником И.В. Сталина. Своей героиней он выбрал простую «Буфетчицу», притягательные формы которой обязательно поразят каждого мужчину.
На выставке можно найти изображения реальных воительниц - в частности, портрет детской писательницы Сусанны Георгиевской, созданный известным советским художником Владимиром Лебедевым. В годы Великой Отечественной войны она добровольцем ушла на фронт и дошла до Берлина.
Во второй половине XX века художники раскрывали иные аспекты героического женского образа, который подчас становился предметом иронии.
Примером могут служить работы Аркадия Петрова «Красавица со звездами» или живописное произведение Вика «Стерва». Задорным юмором также наполнена графика Бориса Зенкевича, особенно его «Великий поход», где изображено женское войско верхом на обнаженных и стоящих на четвереньках мужчинах. Эта картина мира, выражающее противостояние женского и мужского начал – актуальна на все времена. Кто знает, если бы всем действительно верховодили дамы, в каком мире жили бы мы сегодня.
В рамках выставки пройдет обширная культурная программа.