На выставке живописи Александры Овчинниковой в музее Эрарта раскрывается "душевность" ретроавтомобилей.
Автомобили 50-х и 60-х годов кажутся живописцу Александре Овчинниковой антропоморфными. Она подолгу вглядывается в их «морды» во время затяжных пленэров в музее ретроавтомобилей. Перед живописцем подобное место ставит целый ряд увлекательных задач. Царящее здесь буйство трав и полевых цветов, облупившаяся краска в сто слоев на побитых ржавчиной и местами замшелых корпусах автомобилей, их приятные глазу округлые формы помимо зрительных впечатлений вызывают у художника элегические эмоции.
Вероятно, проектировщики неслучайно создали автомобили столь похожими на людей. В то время, когда потоки машин наводняли улицы крупных городов и проселочные дороги, новую технологию необходимо было «гуманизировать». Следы этой адаптации остались в городском фольклоре и целом ряде текстов. В популярной песне 60-х на стихи С. Кирсанова Майя Кристалинская проникновенным голосом пела: «У тебя такие глаза, будто в каждом по два зрачка, как у самых новых машин».
Сегодня автомобильный дизайн существенно изменился, как и отношение к автомобилю. Но в языке автолюбителей до сих пор наблюдается психологический параллелизм человека и машины. Помимо фар, именуемых «зенками», или зеркал-ушей, машины по-прежнему наделяют «мордами» и иными признаками, свойственными живой природе: «ушастый», «горбатый». Особенно интересны народные прозвища, раскрывающие душевные качества машины, «написанные на морде» или созвучные иностранному названию. На улице то и дело можно встретить паршивца, забияку, хитрилу, пижона, а то и вовсе беременную антилопу.
Встреча с пустыми глазницами какой-нибудь «Волги» или «Москвича» действительно способна вызвать скорбные чувства. В живописной серии Александры Овчинниковой эта трагическая нота заглушается пестрым карнавалом красок. Ржавые черепа рядятся в венки из васильков, выстаиваются в хороводы и будто красуются, заявляя «Какой я вам дед! Я солдат-ветеран! На теле ношу я четырнадцать ран!».