Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Интерпретации"

1085

Страница создана 23.01.2017 и обновлена 01.03.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
26 января 2017 г. 11:00
и 7 февраля 2017 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (999) 034-45-53 Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
СПб, наб. Университетская, д. 17 на карте
  Василеостровская (873 метра построить маршрут до метро)
Василеостровский район
Сайт http://cyland.org
Теги современное искусствомедиавидеоарт
 

Внести изменения Внести изменения
 

«Киберфест» празднует юбилей: он был основан в Петербурге 10 лет назад художниками и независимыми кураторами как один из первых фестивалей искусства новых медиа в России.

Эксперты и критики пока не пришли к единому мнению, что сейчас можно называть новым медиаискусством. С одной стороны, в новых мультимедийных проектах из поля зрения художника часто выпадает такое важное для классического искусства понятие, как «образ». Линейная композиция заменяется фрагментарностью, нелинейностью. На первый план выходит интерактивность, то есть размывание границ авторства. Художник делится со зрителями возможностью достроить некое событие в рамках используемой технологии; он все больше превращается в дизайнера или конструктора завлекательной игры, создателя виртуальной реальности, связей и отношений, исчезающих при команде «disconnect».

С другой стороны, в рамках больших мультимедийных выставок многие художники и кураторы продолжают искать ответ на старые вопросы: как вместить технологию в искусство, а искусство в технологию; что можно назвать искусством в новых технологиях, по каким критериям его оценивать?

Мультимедийные выставки, которые нескончаемой чередой идут в традиционных музеях всего мира, показывают актуальность темы. Для музея это попытка обновления «территории», налаживание отношений с современным искусством, борьба против превращения в «кладбище шедевров». Для художников это возможность определить свою позицию по отношению к традиционному искусству и вписать классическое наследие в современный художественный контекст.

Интерпретация (художественное истолкование) произведения была распространена еще в эпоху Возрождения. Известны конфликты Микеланджело с Рафаэлем по причине заимствования фигур и сюжетов. В истории искусств мы можем проследить интерпретации целых стилей, которые, в свою очередь, вырастали в новые стили и направления.

Среди копий картин Рафаэля и Тициана в огромных залах академического музея современными художниками выстраиваются пластические и смысловые рифмы к произведениям других эпох.

В Тициановском зале царит дух музеев Европы. Во всех представленных здесь работах действие замедлено и похоже на сон или воспоминание. Это точно соответствует теме экспозиции: всматривание, переосмысление, интерпретация.

Известный бельгийский медиахудожник Коэн Тейс создал своеобразный оммаж голландским цеховым портретам XVII века. Огромная видеопроекция предстает перед нами этаким портретным полотном, где постаревшие рок-музыканты изображены как обессилевшие герои проигранной битвы. Темный фон, корпусный свет на лицах, бутафорская одежда, блестящие «латы» инструментов — это цеховой портрет наших современников.

Как однажды признался американский классик видеоарта Билл Виола, ему всегда хотелось, чтобы классические полотна ожили. На нашей выставке знаменитый корейский художник Ли Ли Нам применяет компьютерную технологию «оживления» картин в своих видеоработах. Знакомые сюжеты меняются на глазах: персонаж Ван Гога переходит в пейзаж Хокусая; в застывшем голландском натюрморте двигается только отражение в стеклянной вазе; молоко в бессмертном шедевре Вермеера льется в бесконечность.

Работа почетного гостя фестиваля, классика итальянского искусства Фабрицио Плесси — своего рода гимн венецианской живописи и в то же время философская притча: камень, брошенный в поток (метафора события), меняет цвет воды, но не ее сущность (текучесть, движение во времени).

Еще один важный вопрос — почти мгновенное «старение» технических носителей информации. Художник любого направления, особенно выросший на традициях модернизма, подсознательно или сознательно делает работу «на века». Но бесконечное обновление и скрытая в конкретной технике ограниченность возможностей подрывает его реализацию «бессмертия». Нередко можно видеть на выставках произведения в «смешанном стиле». В одном проекте художник соединяет живопись и проекцию, классическую скульптуру и кинетику, деревянный рельеф и экран. Скажем, работа петербургского художника Виталия Пушницкого «Ожидание» — это попытка наглядно показать, как старая живописная форма может сосуществовать с новейшими средствами дополненной реальности. При этом они не разрушают друг друга, а оказываются взаимно зависимыми.

В этом же зале представлено видео «Кайрос» американской художницы Сьюзан Клейнберг, где речь идет о микро- и макрокосмосе искусства. Проработав два года в реставрационной лаборатории Лувра с микроскопом и камерой, Клейнберг сняла удивительный фильм, в котором статуя богини Иштар предстает перед зрителем как фантастическая планета.

Один из проектов, уже имеющих историю экспонирования в музее, — это «Репетиция», инсталляция признанного классика отечественной арт-сцены Ирины Наховой. Работа спровоцирована картиной Эдуарда Мане «Мертвый тореадор» и посвящена вечной теме осознания смерти. «Любая репетиция здесь превращена в реальность спектакля, всякая копия обладает мощной энергией оригинала. Нарцисс поглощен собственной красотой и отражением. И только раздающийся время от времени резкий звук спасает его от безвременной смерти в воде ручья», — пишет автор о своей инсталляции.

Работа Людмилы Беловой «Посвящение Вермееру» напрямую соединяет пространство и время картин голландского живописца с сегодняшним днем. Завороженная тишина залов и коридоров Эрмитажа тонко обыграна петербургской художницей в оммаже великому мастеру.

Александра Дементьева в своих масштабных произведениях много и плодотворно работает с темой интерактивности. Ее впечатляющий витраж-инсталляция «Невыносимая легкость» обыгрывает представления современного человека о чуде. В интерпретации бельгийской художницы изменение классического мировосприятия происходит незаметно, постепенно, однако носит кардинальный характер.

На выставке есть и произведения, не требующие от зрителя искушенности в истории искусств. Итальянец Донато Пикколо в своей работе «Анахронизм» напрямую использует репродукции картин старых мастеров, с большим чувством юмора предлагая интерпретацию величайших шедевров XVII и XIX веков.

В Рафаэлевском зале, где размещены интерактивные и кинетические проекты, художник Александр Шишкин-Хокусай представляет авторскую версию мифа об Икаре и ироничный оммаж Жак-Луи Давиду с его «Смертью Марата». В работе «Ванна Марата»трагичность двух историй о творческом стремлении изменить мир переведена в гротеск. Увеличенная детская игрушка становится зловещей фигурой.

Группа «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга — признанные мастера новых медиа. В инсталляции «Поля 2.1» они создают иллюзию наличия сознания у неживой материи. «В качестве признака, позволяющего зрителю интерпретировать "неодушевленное" как "осознающее", выбран образ движущегося глаза», — объясняют сами художники. Работа сделана по всем законам мультимедийного объекта: есть в ней и технологичность, и интерактивность, — а в рамках нашей выставки, в среде господства другого стиля, она наполняется дополнительными смыслами.

Работа американского художника Игоря Молочевского переводит визуальный язык простого видеонаблюдения в графический набросок — как будто автор рисует в блокноте историю, быстро следуя за своими воспоминаниями, ничего не выделяя и ни на чем не останавливаясь.

Иван Говорков и Елена Губанова в инсталляции «Даная» заново пересказывают древнегреческий миф. Главным героем тут становится свет. Световой зайчик «оживляет» материю своим прикосновением, заставляет ее вздрагивать, одновременно представляясь художниками животворящим светом, летящим во вселенной, и античным богом Зевсом из истории о Данае.

В гротескном натюрморте «Оратория чайного гриба «Ведьмины кольца» московские художники Сергей Катран и ::vtol:: (Дмитрий Морозов) опровергают понятие «мертвая натура». Заманчивое нагромождение таинственного стекла, светящегося, как в натюрмортах малых голландцев, оказывается наполненным жизнью и звуками. Эта жетема — мнимое оживление или мнимая смерть — обыгрывается в работе Анны Франц из серии «Взрыв банки сгущенного молока, когда выкипела вода».

Такое важное направление, как мэппинг, представлено работой петербургской художницы Марины Алексеевой. Ее новый проект«Лифт» — иронический комментарий к дорогостоящим зрелищам. Бесконечно снует лифт-проекция в окнах музея, передвигая вверх и вниз профанную жизнь среди вечной красоты академизма.

Участники выставки «Интерпретации» — из разных стран и городов, но их объединяет исследование происходящих в мире изменений: скорости жизни, скорости передачи информации, ощущения человека в пространстве. Многие из этих художников прибегают в своих работах к интерпретации классики, тем самым демонстрируя глубокую взаимосвязь новых и традиционных форм искусства.

Елена Губанова

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник ГатчинаСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеСамый большой фуд-корт в Санкт-ПетербургеКонцертная площадка Comedy PlaceКонцертная площадка Comedy Place Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын
Отзывы о событии Выставка "Интерпретации"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Олеся30 марта 2019 г. 13:05
Регулярно проходят выставки, посетила одну из них. Персонал порадовал радушием и энтузиазмом. Здание музея величественное и историческое. Стоит посещать такие места чаще.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Алина15 марта 2019 г. 13:50
Поразили не только выставки, но и само здание. Внутри необычные залы, общая творческая атмосфера. Это не столько музей, сколько учебное заведение, Академия Художеств, и жизнь тут кипит, не стоит на месте и это чувствуется. Место в городе красивое, Университетская набережная, виды на Большую Неву, свежесть воздуха. Я люблю тут бывать, слежу за выставками, помимо постоянной экспозиции здесь проходят и временные, приезжают столичные и другие гости, известные художники. С освещением бывают проблемы, хочется света как в лучших музеях нашего города, думаю это подъемные деньги для бюджета.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю