Картина Рогира ван дер Вейдена «Святой Лука, рисующий Мадонну» в собрании Государственного Эрмитажа является одним из четырех вариантов этой работы, известных в настоящее время.
Действие в картине происходит в открытой лоджии. Слева у подножия трона сидит Мадонна, которая кормит грудью младенца Христа. Трон, напоминающий о ее будущей роли Царицы Небесной, украшен скульптурными фигурками Адама и Евы. Напротив Мадонны – св. Лука, почтительно преклонивший колени. За его спиной через приоткрытую дверь видны бык и книга – его традиционные атрибуты как одного из авторов Четвероевангелия. Два персонажа, стоящие около зубцов стены в созерцании пейзажа, возможно, Иоаким и Анна, родители Марии.
История эрмитажной картины очень интересна и одновременно трудна. Еще в начале XIX века она находилась в монастыре в Испании, который был разорен в ходе Наполеоновских вторжений. Затем она была разделена: правая часть произведения оказалась в Нидерландах в коллекции короля Виллема II, а после его смерти была приобретена Императорским Эрмитажем во время продажи его коллекции. Левая часть картины в это время находилась сначала в коллекции испанской королевы Изабеллы, затем попала в Париж в собрание барона Бернонвиля. В 1883 году на распродаже этой коллекции ее приобрел парижский торговец А. Бер и привез из Парижа в Санкт-Петербург. В 1884 году картину купили в собрание Императорского Эрмитажа.
В Эрмитаже картина не раз реставрировалась. Вскоре после приобретения половина со святым Лукой была сначала паркетирована, а спустя несколько лет переведена на холст. После покупки вторую ее половину также перевели с дерева на холст и соединили с первой частью. Современная реставрация, проведенная В. Ю. Бровкиным, открыла фрагменты, закрытые записями (чернильница с крышкой около Евангелия, часть руки Иоакима и др.), а после удаления поздних слоев пожелтевшего лака – яркие, сочные краски, свойственные картинам ранней нидерландской школы.
В мае 2016 года картина будет представлена публике в Аполлоновом зале.