Экспозиция включает шесть картин Морица фон Швиндта, Ханса Макарта, Ханса фон Маре, Альберта Циммермана и других. Эти полотна представляют собой наиболее ценную часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица в Государственный Эрмитаж. Картины будут храниться в Эрмитаже до окончания в особняке реставрационных работ.
Для украшения парадных залов своего особняка, созданного по проекту архитектора А. И. Кракау в 1859–62 годы, барон Александр Людвигович Штиглиц, банкир и меценат, основавший Училище технического рисования, приобретал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников. Произведения, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежащими к важнейшим художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена. Так барон Штиглиц стал обладателем одних из самых ранних, на сегодня – очень редких – работ Х. Макарта, Х. фон Маре, и дуэта А. Вагнера и А. Лицен-Майера.
Ханс Макарт (1840–1884), ставший к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии, создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи. Поскольку обычно потолочные плафоны и гигантские исторические картины, составившие впоследствии всемирную славу Макарта, оставались в тех дворцах и общественных зданиях, для которых они создавались, большой удачей является нахождение в России крупноформатной картины «Полуденный отдых при дворе Медичи» (1863-64). Парой к ней в парадной столовой особняка стало полотно «Возвращение с охоты» (1864) творческого союза Александра фон Вагнера (1838–1919) и Александра фон Лицен-Майера (1839–1898).
Противоречивого и загадочного художника Ханса фон Маре (1837–1887) нельзя было назвать знаменитым или модным живописцем. Однако это не помешало барону Штиглицу приобрести для своей коллекции его картину «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции»
(1862-63). Это произведение, нехарактерное для зрелого творчества Маре, даёт редкую возможность увидеть истоки его мастерства и живописную школу, лежащую в его основании.
Если Маре, на протяжении всей жизни остававшийся в тени современников, был по достоинству оценён в следующем столетии, то пейзажисты братья Альберт (1808–1888) и Рихард (1820–1875) Циммерманы оказались забыты и ныне известны лишь специалистам. Их сдержанные по колориту полотна «После бури» (1860-e) и «Пейзаж с жатвой» (1864) представляли в собрании Штиглица дрезденскую школу пейзажной живописи.
Среди приобретений барона Штиглица были и работы маститых живописцев. Мориц фон Швинд (1804–1871), был профессором исторической живописи мюнхенской Академии художеств, автором множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, сохранявшим высокое положение до самой смерти. Его картину «Диана на охоте» (1867), созданную уже в зрелые годы, поместили в парадную столовую петербургского особняка над камином в резном деревянном обрамлении.
Картины, более ста пятидесяти лет скрытые от зрителей и исключенные из научного оборота, впервые представлены публике.