Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Ритуальные практики Японии"

1957

Страница создана 19.04.2016 и обновлена 22.02.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 19 апреля 2016 г. 16:00
по 23 мая 2016 г. 10:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 314-30-80 Государственный музей истории религии
СПб, ул. Почтамтская, д. 14/5 на карте
  Садовая (1.1 км построить маршрут до метро)
  Сенная площадь (1.2 км пройти от метро)
  Спасская (1.2 км)
  Адмиралтейская (900 метров)

Адмиралтейский район
 

Мероприятия в Государственном музеи истории религии

29 марта 2024 10:00Выставка "Религиозная жизнь блокадного Ленинграда"
23 января в 16:00 в Государственном музее истории религии открывается выставка, посвященная...

50-300 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Государственный музей истории религии открывает выставку, посвященную сложной теме японского ритуала и обряда. Выставка позволит приоткрыть завесу загадочности и мистики скрывающую самое сердце японской религиозной традиции. На выставке представлено более 60 предметов, рассказывающих о ритуалах легендарных горных отшельников, домашних обрядах японской семьи, храмовых торжествах и народных традициях. Уникальные предметы различных культов позволят окунуться в таинственный мир старой и современной Японии.

Японская религиозная традиция разнообразна и синкретична. Многообразие ритуалов и обрядов различных религиозных направлений, которые бытуют на территории Японии, не разделяют это единство, но наполняют его самобытностью, красотой и мистикой.

Основной религиозной моделью древней Японии был шаманизм, характерный для многих архаических культур. Шаманы, прорицатели и вещатели служили связующим звеном между человеком и многочисленными богами, населявшими, по преданиям, японские острова. Однако эти верования нельзя было назвать цельной религией. В VI в. из Китая через Корею в Японию проникает буддизм, и Япония впервые сталкивается с развитой религиозной системой и обширным ритуально-обрядовым комплексом. На первый план в буддийском ритуале выходит искусство, и сам ритуал становится пышным, богатым и ярким.

Под влиянием буддизма местные религиозные культы и верования стремительно приобретали вид оформленной религии, которая получила название синто – путь богов. Мифопоэтическое сознание, присущее всем архаическим культурам и японцам в частности, породило целый комплекс обрядов, ритуалов и верований, берущих свое начало в преданиях, легендах, мифологических сюжетах. В каждой провинции был свой цикл легенд и мифологических сказаний, регулирующих жизнь общины, как в ритуальной, так и в повседневной сфере. В 712 г., уже после знакомства с буддизмом, по повелению правящего дома все мифы были собраны и переработаны в сборник «Кодзики», призванный унифицировать религиозные представления Японии и каким-либо образом отделить от набирающего силу буддизма. Именно в этом труде на первый план выходит Аматэрасу – солнечное божество, и соответственно мифологический свод, формирующий комплекс норм и ритуалов. В VIII в. проводится «опись» всех божеств – ками и строится множество святилищ. При императорском дворе формируется институт синтоистских жрецов (каннуси), усложняется культ, разрабатывается обрядность.

Выставка включает 4 масштабных раздела. Первый раздел «Отшельнические практики» повествует о ритуалах двух больших течениях монахов-отшельников ямабуси и комусо, принадлежащих к разных буддийским школам. Ямабуси (япон. «скрывающийся в горах») – горные отшельники в Древней Японии, в основном представители буддийских школ сингон и тэндай, сформировавших свободное сообщество и изначально слабо связанных с буддийскими святилищами и монастырями. Обряды и ритуалы, проводимые ямабуси, во многом основаны на практиках «тайного учения», наиболее известные из них кадзи – обряд обмена дарами с буддой, и гома. Гома – ритуал, входящий в аскезы огня. В ходе обряда подвижник сжигает в огне ритуальные дощечки, символизирующие человеческие страсти. Важную роль в этой традиции играет изображение почитаемого. Когда страсти сгорают, подвижник может достичь слияния с выбранным буддой или божеством. Считается, что в результате подвижник получает его силу и чудесные способности. Комусо – монахи пустоты, члены буддийского течения фукэ, одного из ответвлений школы дзэн; бродячие монахи-музыканты. Особенностью этого направления является так называемый суйдзэн – «духовой дзэн», где просветление достигалось посредством игры на сякухати.

Второй раздел «От буддийского храма к домашнему алтарю». Распространение буддизма в Японии стало эффективным инструментом в проведении политики централизации. Буддийский храм стал единственным легитимным местом для проведения обрядов, в том числе и по защите страны. Храмовый комплекс обычно обносился оградой, с южной стороны которой находились главные ворота. В центре размещались культовые постройки, огороженные обычно по прямоугольному периметру галереей. Внутри огороженной центральной части друг за другом, с юга на север, располагались пагода, за ней «золотой павильон» (яп. кондо), главный церемониальный зал всего комплекса. Здесь находился буддийский алтарь, символизирующий центр мира – гору Сумеру. Между оградой и галереей размещались колокольня, хранилище сутр, трапезная, по сторонам от которой жилые помещения монахов.

Обряд О-бон – праздник поминовения усопших – пришел в Японию вместе с буддизмом как буддийский обряд улламбхана (с санскр. – переправа). Смешавшись с японскими верованиями в ками и почитанием предков, О-бон стал важнейшим ритуальным действом Японии вплоть до современности. Праздник длится три дня. Считается, что души умерших родственников возвращаются в это время к живым. Для привлечения душ родных обустраивается специальный алтарь – сёрё-дана, на котором располагаются поминальные таблички ихай, подношения в виде свечей, курений, цветов, а также та еда, которую любил покойный. Часто на алтарь помещают «средства передвижения» для предков: огурец с воткнутыми соломинками, символизирующий быструю лошадь, на которой прибывает умерший, и баклажан, символизирующий медлительного быка, на котором тот отбывает обратно.

Третий раздел «Синтоистские обряды» посвящен огромной роли ритуальных обрядов в общественной жизни Японии. Культ многочисленных ками, шаманизм и сопутствующие всему этому магические действия предопределили развитие обрядовой практики. Общение с божествами предполагало особую обстановку, которая создавалась во время празднеств, а стержнем последних был ритуальный обряд – мацури. Идейной основой обрядов, связанных с «общением» с божествами (т. е. практически всех мацури) является стремление простого смертного приобщиться к божественной силе. Например, ритуальное вкушение риса считалось соединением с божеством риса и приобретением могущества за счет такого единения. Фестиваль Сэцубун – один из древнейших в Японии. Празднуется он в феврале и знаменует приход весны, отсюда его название – «разделение сезонов». Сэцубун одинаково важен и для буддийской и для синтоистской традиции Японии. Традиционно фестиваль связан с ритуалом изгнания демонов под названием мамэмаки.

Завершает выставку раздел «Народные почитаемые», в котором помимо прочего представлены акварельные изображения наиболее почитаемых персонажей буддийского пантеона, например Каннон ((санскр. Авалокитешвара) – олицетворение милосердия или Богиня Бэндзайтен (санскр. Сарасвати) – индийское божество семейного счастья, покровительница искусств и красноречия.

Выставка продлится до 23 мая 2016 года

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут
Рекомендованы для посещения Петербургом2
 Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IГосударственный Эрмитаж: Зимний дворец Петра IОткрытая киностудия ЛендокОткрытая киностудия ЛендокЦирк Чинизелли на ФонтанкеЦирк Чинизелли на Фонтанке
Отзывы о событии Выставка "Ритуальные практики Японии"Пожаловаться
Общая оценка  10.00
Оценить событие   
25 апреля 2016 г. 09:55 10
С большим удовольствием посетили открытие выставки! Концерт аутентичной японской музыки дополнил впечатление от экспозиции, а лектор подробно рассказал об удивительных экспонатах. Экраны, демонстрирующие ритуальные практики японских монастырей, также создавали атмосферу - интересно было даже ребёнку 6 лет.

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Анастасия31 марта 2019 г. 11:05
Экскурсия прошла восхитительно. Так доступно и интересно расказали про религии мира. Также мы наглядно познакомились с атрибутами. В общем, мы довольны.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Дарья30 марта 2019 г. 18:18
Очень интересный музей о религиях народов разных времен. Меня интерисует эта тема. поэтому приехав в Питер. я посетила именно это напраление. Довольна!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Оксана21 апреля 2018 г. 18:03
Хамский персонал, который портит настроение на день вперёд. Не советую.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Евгения4 ноября 2014 г. 9:42
вчера ходили в этот музей, был 1-й понедельник месяца,на сайте музея четко указано что это день свободного(бесплатного)посещения,НО ,прийдя мы увидели обьявление что бесплатный день переносить с 3-го на 10-е ноября,,,,ну мы,естественно,уже не стали менять планы,а купили билеты и пошли,,,, и так поступили многие,не будешь ведь уходить,уже запланировали,приехали,пообещали детям,это возмутительно,это жульничество!!! сначала заманить"бесплатным " билетом,а потом перенести,зная что люди ,а их было немало в "бесплатный" день, никуда не денутся,пойдут и за деньги. при чем на сайте музея о переносе социального дня не сказано было ни слова!!! безобразие!!! обман!!!отвратительно!!! НЕТ СЛОВ ПРИЛИЧНЫХ ЧТО Б ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Аннапетербург30 мая 2014 г. 11:38
Музей создан потрясающий. Прекрасно, что туда на экскурсии водят школьников. Дети в восторге от экспозиции. Но с экскурсоводами в музее проблема. Как сказал мой ребенок, экскурсия была скучная и показывали "не то". Более того, экскурсовод оказалась не готова и психологически работать с детьми - вступила в конфликт с 11-летними детьми. Видимо нынешний директор музея ответственный хранитель, но не музейщик и поэтому не способна развивать проект.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю