Живописный цикл петербургского художника Игоря Клюшкина предлагает зрителю вспомнить шекспировскую фразу о том, что мир – театр и люди в нем актеры. Художник рисует коллизии человеческой жизни в образах цирка-шапито, что, несомненно, перекликается с петербургской художественной традицией, в частности с блоковским «Балаганчиком».
Смех сквозь слезы, слезы сквозь смех. Именно такие двойственные чувства рождает знакомство с произведениями мастера – это детский восторг перед ловкостью акробатов, непонимание и удивление тайнам фокусника, созерцание стареющих клоунов, наводящих грусть, и одно из самых мощных человеческих переживаний – чувство игры.
Игра присутствует и в технике, и в образном строе цикла. Это, прежде всего, диалог художника с фактурой живописного холста, которая создавалась причудливым взаимодействием лессировок и современных красочных материалов; игра сюжетная, в которой автор, словно кукольник, водит своих героев по кошачьим крышам, или укладывает спать, или смеется вместе с ними цирковым шуткам. Композиционная монументальность отсылает зрителя к фрескам Проторенессанса, изысканность костюмов к стилю commedia dell'arte, символическая условность языка к средневековой иконописи, а декоративность палитры к русским футуристам.
В живописном цикле Игоря Клюшкина почти незримо, но семантически непреложно присутствует лейтмотив формы – это шапито, circus, круг – символ единства начала и конца.
Игорь Клюшкин – член Союза художников России, старший преподаватель кафедры культурологи и искусства ЛГУ им. А.С. Пушкина. Постоянный участник городских, региональных и международных выставок. Работы художника хранятся в частных собраниях России и за рубежом.