В основе выставки коллекция живописных полотен, посвященная блокаде Ленинграда, предоставленная в дар музею Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко.
Одни работы, представленные на этой выставке, являются прямыми свидетельствами о блокаде: они были созданы в осаждённом городе. Другие были созданы позже, но отражают собственные воспоминания художников. Есть и те, которые следуют документальным свидетельствам и рассказам очевидцев, воплощая то, что мы условно называем коллективной памятью. Перед вами – череда образов блокадной трагедии, взгляды одиннадцати разных авторов.
Работы военного времени представляют тему бедствий Ленинграда в совершенно разных ракурсах. Картины Николая Рутковского (1907–1979) повествуют о семьях, преследуемых войной и осадой – холодом, голодом, бомбами, превращающими дома в руины. Сиротство запечатлено Рутковским как всеобъемлющая трагедия, а семейные узы как воплощение того человеческого начала, которое до последнего противостоит наступающему злу. Обе работы Рутковского, представленные на выставке – это непосредственные свидетельства очевидца и участника событий, призыв к состраданию и одновременно свидетельство обвинения.
Между тем под кистью Георгия Мосеева (1909–1987) разрушение, запустение и тревога показаны с некоторой отстранённостью. Художник любуется увиденным, то без трепета глядя в глаза смерти, то – уже в 1945 году – предвкушая мирный исход событий. Изящный «Вид из окна» символизирует победу художника над окружающими его страданиями. Образ израненного города эстетизирован, наполнен светом и цветом. Тема смерти представлена сколь наглядно, столь и отстранённо это рисунок черепа, «картина в картине», отсылающая к многовековой традиции аллегорий «Mementomori». Трагедия осаждённого города предстаёт в исторической перспективе, в ряду бесчисленных несчастий и потрясений.
Выдержки из документов, дневников, воспоминаний сопровождают выставленные работы, включая их образы в динамику исторических событий.