Это третья в России и первая – в Санкт-Петербурге выставка школы «Просопон» посвящена юбилею основателя Владислава Львовича Андреева.
В 1979 году, почти 40 лет назад он был вынужден уехать из Ленинграда в США, где оказался в среде первой послереволюционной волны русской эмиграции. Там он продолжил свои духовно-религиозные поиски, углубляясь в изучение древней византийской и русской иконографии, догматического богословия и Предания. Через несколько лет Митрополит всей Америки и Канады Феодосий в день памяти Преподобного Андрея Рублева благословил Владислава Андреева на создание школы иконописания. Владислав Андреев за свою более чем пятидесятилетнюю творческую деятельность написал множество икон и росписей. На выставке представлены работы, созданные за последние несколько лет Андреевым и его учениками.
Школа иконологии и иконографии «Просопон» (термин греческого богословия, понимаемый в иконологическом смысле как «образ Божий», «видимый, зримый лик») – школа религиозного искусства. Владиславом Андреевым разработано теоретическое обоснование иконописного канона на основе православной антропологии и церковного учения о молитве. Андреев предлагает осмысливать икону шире, чем просто изображение, когда иконописание – процесс, отвечающий на вопрос о содержании художественного действия, которое имеет литургическую природу. Многоступенчатый (лествичный) метод, разработанный им, позволяет определять и исследовать онтологические связи ремесла и молитвы и утверждать, что подлинный самый решающий смысл, можно сказать, единственное содержание художественных действий есть Любовь.
Метод состоит из практической и теоретической частей, что позволяет осмысливать икону как искусство символического реализма, неразрывно связанного с православным богословием и антропологией.В практическом освоении этапов иконописания подробно объясняется символика ступеней, что дает возможность самому иконописцу понять и внутренне осмыслить свой христианский путь как «образ действий Божиих». В основу метода положено многоступенчатое чередование «световых» пробелов и «цветовых» плавей, когда краски наносятся прозрачными слоями и на последней ступени пропитываются и закрепляются вареным льняным маслом – олифой. И сегодня, как и в древности, в практике иконы используются яичная темпера, минеральные пигменты, дерево, меловой левкас, льняная паволока, глина и золото.
Школа продолжает древнюю традицию византийско-русской иконописи, следуя иконографическому канону XIV–XVI веков. Современный интерес к иконе и ее истокам открыл важную сферу деятельности Школы – проведение регулярных классов и семинаров. За более чем 30-летнее существование школы «Просопон» несколько тысяч интересующихся православной культурой из разных стран мира практически ознакомились с «богословием в красках» и получили иконописный опыт .
Сама выставка– выражение благодарности учеников учителю за труд наставничества в иконописании. Многоступенчатый метод Андреева, где каждая ступень может быть осмысленна в различных измерениях, предоставляет ученику пространство художественной и творческой свободы. Каждая написанная икона провозглашает непреложный догматический факт: человек есть образ Божества – и непосредственно напоминает христианам о главной цели их жизни – обожении. Приверженность Канону, его литургическим и эстетическим принципам, позволяет сохранять символический язык иконописного Предания, избегать копирования при создании новых иконографий, и выполнять творческие задачи разных масштабов. Деятельность школы «Просопон» отмечена патриаршими наградами и грамотами, а также дипломами всероссийских художественных выставок в разделе «Храмовое искусство».