Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+


Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни

Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни
Премьера в России 28 апреля 2011 г.
Режиссёр Апитчатпон Вирасетакун
Актёры Тханапат Саисеймар, Дженджира Понгпас, Сакда Кавбуади, Наттхакарн Апхаивонк, Геерасак Калхонг
Жанр комедия, драма, фантастика
 

Добрый пенсионер Бунми приезжает из мегаполиса на ферму с тамариндами и пасекой, чтобы в тишине и неге пройти курс диализа. Компанию ему составляет племянник, колченогая сестра и работящий нелегал из Лаоса. Когда в этот узкий семейный круг начинают входить призраки умерших родственников (один в обличье черной волосатой обезьяны), дядюшка (и мы с ним) догадывается, что дни его сочтены. Продолжая нежно ворковать о делах минувших, семейство предпринимает ночную вылазку в пещеру, где воды жизни, мягко журча, покидают героя. Ласковый, медитативный и убаюкивающий «Дядюшка» больше, чем все прочие фильмы Апитчатпона Вирасетакуна, похож на видеоарт (характерным белым шумом в аудиоканале, нарочито сухими, камерными, словно отраженными от стен галереи совриска, звуками природы и пейзажной, снятой с фиксированной точки, картинкой, которая к финалу и вовсе превращается в фотофильм). С другой стороны, ни одна из картин тайского режиссера и видеохудожника (не считая транс-комедии «Приключения железной киски») не была так укоренена в кинотрадиции — начать с того, что «Дядюшка» по старинке снят не на цифру, а на 16-мм пленку (стандартный формат недорогой телепродукции). Внимать дядюшкиным воспоминаниям при определенной усидчивости очень приятно, однако именно это максимально расслабленное кино послужило в Каннах яблоком раздора между старыми критиками-ортодоксами, воспринявшими «Дядюшку» как бессвязный набор выпендрежных картинок с претензиями на высокую духовность, и молодыми вибрантами, воспитанными на тягучем французском авангарде, шестичасовых картинах Белы Тара или бедном, но изощренном кино Педро Кошты. Решение жюри, присудившего Вирасетакну «Золотую ветвь», «ретрограды» заклеймили как политическое. В общем, так оно и есть — только дело тут вовсе не в том, что «Дядюшка» происходит из нестабильного глобального «Юга», экономически угнетаемого глобальным «Севером». Причина киноведческих баталий в том, что вдали от проката, в глубинах закрытых трекеров и побочных программ фестивалей, сформировалось новое кино — не только со своей собственной грамматикой и поэтикой, но, что важнее, со своей публикой, разбросанной по всему миру и собирающейся только в киноманских форумах и на фестивалях. Деды, которые, по циничному замечанию журнала Cinemascope, «больше беспокоятся о своих ставках, чем о кино», естественно, в легкой панике — обвинения в неспособности понимать новый киноязык автоматически подразумевают «вон из профессии!» Между тем, язык у Вирасетакуна достаточно безыкусный — не зря большой мультимедийный проект, по мотивам которого снят «Дядюшка», называется «Примитив». Структура фильма очень проста — шесть фрагментов, каждый по длине соответствует одной бобине пленки и каждый обращается к какому-нибудь периоду или жанру кино. Легкая пародия на свой собственный стиль (эмигранты и однообразные хроники автомобильных путешествий поездки),16-мм теледрама (у Вирасетакуна она разыгрывается с участием духов), костюмированный мюзикл (довольно смешная кэмповая история об уродливой принцессе, совокупившейся с говорящим сомом), документалка (о буднях пасеки). Воспоминания Бунми о собственной молодости, которую он посвятил отстрелу партизан-коммунистов в провинции Набуа — это и вовсе кусок видеоинсталляции. А финальный ночной поход героев в пещеру (естественно, платоновскую) снят в старинной технике, которой пользовались еще в 1930-е — будто бы ночные сцены на самом деле сняты днем, но через синий фильтр. Собственно, эти глубоко интимные игры режиссера с собственными переживаниями и пристрастиями и составляют основное содержание «Дядюшки»; тут нет никакого глубокомысленного спиритаульного путешествия, кроме того, что совершает сам Вирасетакун — в глубины своих детских воспоминаний. Составить ему компанию можно хотя бы из праздного любопытства — не каждый ведь год самая главная кинонаграда достается дневнику наблюдений за родной природой. Чудесное кино о смерти тайского дядюшки, взявшее главный каннский приз.

Читать полностью


Похожие фильмы

Расписание сеансов фильма Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни в кинотеатрах Санкт-Петербурга сегодня 25 апреля

Рецензии и отзывы о фильме Дядюшка Бунми, который помнил прошлые жизни 2011Пожаловаться
Общее впечатление 0
Сюжет фильма 0
Состав актеров и их игра 0
Трюки, спецэффекты, графика 0
Оценить фильм   

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Информация, представленная на странице некорректна? Расскажи нам об этом
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю