Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

+7 (812) 326-41-41 Мариинский театр
Санкт-Петербург пл. Театральная, д. 1

Спектакль Записки сумасшедшего в СПб

Записки сумасшедшего
Купить билет
Премьера 15 февраля 2017 г.
Режиссёр Глеб Черепанов
Жанр опера
Театр Мариинский театр
Ограничение 12+
 

Оперу студента Московской консерватории Юрия Буцко на текст Гоголя впервые исполнили в 1964-м в стенах alma mater. После исполнения комиссия сделала выговор педагогу автора, Сергею Баласаняну, а Буцко был вынужден покинуть его класс.

Сегодня трудно сказать, что смутило профессоров. Музыкальный язык оперы не был радикален для своего времени. «Записки сумасшедшего», первую советскую монодраму (1963), сравнивали с другими операми, написанными для одного исполнителя, – «Ожиданием» Шёнберга и «Человеческом голосом» Пуленка. Сходство только в жанре: в «Записках» нет ни немецкой въедливости и изматывающих перепадов напряжения (Шёнберг), ни французской торопливости и специфической легкости-горечи (Пуленк). Буцко пишет очень экономно: ирония, лирика и отчаяние отмерены малыми дозами. Текст Гоголя подается размеренно, в распевной ариозной манере, лишь иногда используются говор и шепот и ни разу – крик. Это традиция русская, вспоминаются романсы Мусоргского и «Скупой рыцарь» Рахманинова, а еще гоголевская опера «Нос» Шостаковича. Русское – и в ощущении замедленного, почти остановленного времени (что особенно заметно в советских камерных операх: следом можно послушать «Письма Ван Гога» Фрида или «Белые ночи» Буцко). Повесть Гоголя прочитывается за двадцать минут, опера длится ровно час, но кажется – гораздо дольше.

Буцко изъял из текста оригинала всю эксцентрику, чертовщину, игру на грани абсурда. Осталась высокая трагедия, полная гуманистического пафоса, взывающая к состраданию: «маленький человек» русской литературы есть ее великий герой. В этом смысле «Записки сумасшедшего» вполне вписывались в советскую традицию, именно так преподавали Гоголя на уроках литературы, минуя сюрреальные пласты его текстов. Музыка раскрывает историю Поприщина не с точки зрения писателя-сюрреалиста, не с точки зрения героя – это мы слушаем историю, заранее зная о ее печальном исходе и с первых нот жалея несчастного чиновника. Неслучайно и последняя фраза повести (про алжирского дея, у которого под самым носом шишка) в либретто не вошла. В финале оперы остается ариозо-плач, бесконечная русская дорога, страдательная фигура героя на ней – и вот колокола поют ему отходную, и все вместе истаивает в вечности.

Читать полностью

Похожие спектакли

Посмотреть онлайн афишу и расписание спектакля Записки сумасшедшего

Отзывы о спектакле Записки сумасшедшего 2017Пожаловаться
Общее впечатление 0
Состав актёров и их игра 0
Сюжет спектакля 0
Оценить спектакль   

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Информация, представленная на странице некорректна? Расскажи нам об этом
Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю