Мария Слоева: "Внутри каждого из нас происходит борьба"
Сегодня мы наблюдаем развитие небольших театров. Выпускники театральных вузов объединяются, чтобы творить самостоятельно, организуют собственные сцена в лофтах и креативных пространствах. Как вы считаете, с чем это связано?
Во-первых, государственные театры не способны принять столько выпускников, сколько ежегодно готовят театральные вузы, а за время обучения на некоторых курсах возникают коллективы, имеющие потенциал к созданию будущего репертуара, со схожими представлениями об "идеальном театре" и желанием оставаться и творить вместе.
Во-вторых, художественная политика государственных театров не расположена к эксперименту, тем более эксперименту неизвестных художников. Так театры могут потерять зрителей и нарочитый пафос "высокого искусства".
Поэтому многие явления современного театра возникают на независимой театральной сцене, где нет регламентации в способах актёрского существования, где можно использовать непрофессиональных артистов или вообще отказаться от них, где игровым пространством может стать любое место: супермаркет, гараж, музей, где репетиционный процесс может длиться долгие годы или пару часов для создания одноразовой художественной акции, где можно имитировать жизнь государственного театра с помощью сохранения таких атрибутов, как труппы, репертуара, а при особом везении и сцены, при этом вольно определять репертуарный план.
Спектакль "Холодное дитя", фото: Дарья Пичугина
Мария, расскажите, как появился Новый Императорский Театр? Какая история стоит за этим?
В 2015 году в Театральной академии на Моховой Олег Ерёмин, на тот момент режиссер Александринского театра, работал на курсе Арвида Зеланда и решил поставить со студентами спектакль "Холодное дитя" по пьесе современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Изначально эта постановка имела учебный характер и должна была дать представление молодым артистам об их работе в текстах современных авторов.
Спектакль "Вон", фото: Дарья Пичугина
Спектакль получился интересным и резонансным, был показан на фестивалях в Германии, Чехии и России. Артисты, участвовавшие в нем, а также художник Сергей Кретенчук и я захотели продолжить сотворчество. У нас были схожие представления о театре и искусстве, в которые мы верили. За этой постановкой последовал выпуск спектакля "Вон" по произведениям Даниила Хармса на Малой сцене Александринского театра, с той же командой артистов и тем же художником, а за этим последовало изгнание из художественного рая Александринского театра. К этому времени мы были вынуждены определиться, кем мы являемся, за что стоим и как будем существовать дальше.
На счастье дворец "Олимпия" открыл свои двери для наших будущих постановок. В марте 2017 года мы выпустили первую полностью независимую работу спектакль "Троянки" по трагедии Евприпида за счёт поддержки людей на краундфандинговой платформе Planeta.
Спектакль "Троянки", фото: Константин Диковский
В ближайшие месяцы мы представим петербургской публике результат нашего сотрудничества с Гёте-институтом и немецким режиссёром Йозуа Рёзингом – спектакль "Лебеди" по пьесе молодого драматурга Маттиаса Науманна и сайт-специфик спектакль "Любовь и деньги" в постановке Олега Ерёмина по пьесе современного британского драматурга Денниса Келли в пространстве парикмахерской BON. Этой осенью у нас также запланированы гастроли в Петрозаводск, Архангельск и Ереван.
В чем состоит философия Нового Императорского Театра? Почему было выбрано такое название?
Был старый императорский, а мы провозгласили себя новым императорским. Мы занимаемся экспериментальным театром, исследуем современные способы существования артистов на сцене.
На официальных страницах вы описываете себя как молодых, наглых, ироничных к себе и бескомпромиссных к театру. Как вы считаете, что может позволить себе режиссер на сцене, а что нет? В последнее время этот вопрос стал очень актуальным.
Режиссер может позволить себе все, как и любой человек может позволить себе все в тех пределах, которые он определяет для себя сам путем признания или непризнания общественных норм, порядков, законов, обычаев.
Спектакль "Вон", фото: Дарья Пичугина
14 и 15 сентября во Дворце "Олимпия" состоится премьера спектакля "Лебеди" немецкого режиссера Йозуа Рёзинга. Как вы пришли к этому спектаклю? Тема и проблематика пьесы довольно необычны для российского театра.
Предложение о сотрудничестве с режиссёром из знаменитого Дойчес театра Йозуа Рёзингом поступило от Гете-института. Немецкий театр представляет для нас большой интерес, при первой же возможности на гастролях в Германии мы помчались смотреть спектакли Кристофа Марталера и Герберта Фриша. В обычной жизни мы смотрим их в видеозаписях или сами организовываем видеопоказы – к примеру, спектакля-участника престижного фестиваля Theatertreffen "Эффи Брист – только с другим текстом и на другую мелодию" в постановке Клеменса Зинкнехта и Барбары Бюрк в рамках Недели Германии в Санкт-Петербурге. Мы не раз обращались к немецким драматургам – к Мариусу фон Майенбургу в спектакле "Холодное дитя", к Фальку Рихтеру в сценической читке "В чрезвычайном положении". Поэтому с радостью откликнулись на предложение Гёте-института.
Команда спектакля "Лебеди", фото: Татьяна Браткина
Йозуа имел хорошее представление о Петербурге, достаточно бегло говорил на русском языке и сам предложил нам эту пьесу, которая имела большой успех на первой читке в Дойчес театре. Он же привлек к работе замечательную постановочную команду состоящую из композитора и видеохудожника Антона Яхонтова и художника по костюмам Анастасии Blur, постоянных кураторов медиа проектов Новой сцены Александринского театра.
Работа с иностранным режиссером – первый опыт для труппы. В чем были сложности? Каких принципов придерживается Йозуа в своей работе? Что стало для актеров новым?
Первый опыт сам по себе сложен, вне зависимости от факторов, которые с ним связаны. В этой постановке задействован исключительно женский состав Нового Императорского Театра. Актрисам пришлось работать с текстом, в котором практически отсутствуют какие-либо психологические связи, который перенасыщен размышлениями на актуальные темы мирового социально-экономического устройства.
Со спектаклем "Лебеди" театр отправится на гастроли в Архангельск и Петрозаводск. Какой реакции от местных зрителей вы ждете? Какие площадки были выбраны для показа спектакля?
Мне доводилось делать гастроли в Архангельск и Петрозаводск. В этих городах невероятно эрудированная публика, поэтому мы ожидаем вдумчивого зрителя. В Архангельске спектакль будет показан в театре драмы им. М.В. Ломоносова, в Петрозаводске – в театре драмы "Творческая мастерская".
Спектакль "Лебеди", фото: Мария Слоева
На некоторые спектакли театра средства собирались на краундфантинговой площадке. Как вы оцениваете такой опыт? Будете ли использовать такие ресурсы в дальнейшем?
Нам довелось уже дважды собирать деньги через краундфандинг на спектакль "Троянки" (150 000 рублей) и на премьеру этого сезона – спектакль "Любовь и деньги" (60 000 рублей). На данный момент это было для нас спасением, но эти средства компенсируют лишь частично наши затраты на постановочные расходы, про безвозмездную работу всех артистов, режиссера, художника, продюсера мы просто молчим.
Поскольку наши эстетические взгляды не соответствуют "подвальному театру", "костюмам из подбора" и проч. мы соглашаемся на высокие постановочные расходы, при этом лимит, который мы способны собрать посредством краундфандинга, достаточно низкий. Поэтому, как бы нам не нравился такой способ сбора средств, без дополнительных источников нам будет не выжить.
Насколько сложно в современных реалиях существовать театру? Что вами движет? Что для вас определяет успех спектакля?Нами движет любовь к театру и вера в наше искусство, непринятие того типа спектаклей, которые окружают нас сегодня. Внутри каждого из нас происходит борьба, нам приходится ежедневно делать выбор в пользу не приносящего ни доход, ни славу дела, вести "двойную жизнь" и параллельно зарабатывать на существование и это учитывая, что каждый из нас родом не из Петербурга. А успех для каждого свой, но в первую очередь художественный.