"Гварнери Иисуса" из-за санкций не пустили в Россию
Скрипки, о которых идет речь, стоят несколько миллионов долларов. Считается, что до наших дней дошло примерно 140 инструментов работы Джузеппе Гварнери. Мастер подписывал работы монограммой "IHS", что является одним из священных знаков Христа — "Иисус Христос Спаситель". Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит "Гварнери Иисуса". Имя этого итальянского мастера в 19 веке прославил Никколо Паганини. У скрипача было несколько инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, инструменты работы Вильома. Но особенно музыкант ценил скрипку Джузеппе Гварнери "Il Cannone"("Ил Канноне"- Пушка).
В наше время знаменитые скрипки в основном принадлежат коллекционерам или специальным фондам. Однако каждому собирателю этих раритетов известно, инструмент живет пока на нем играет профессионал. Поэтому у коллекционеров принято одалживать скрипки талантливым музыкантам по всему миру. Даже самая знаменитая из них - "Il Cannone" нет-нет да покидает городской музей в Генуе, чтобы зазвучать на одной из мировых сцен. Так было, например, шестнадцать лет назад в Киеве, там украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной "Пушке" в Оперном Театре. А десять лет назад "Il Cannone" привозили в Москву.
На этот раз, с просьбой к коллекционерам предоставить одну из скрипок Гварнери дель Джезу обратились перед концертом, который пройдет в Петербурге в Большом Зале Филармонии. 18 ноября здесь Марианна Васильева исполнит все 24 каприса Никколо Паганини. Организаторы концерта и скрипачка хотели, чтобы знаменитый цикл в Петербурге был исполнен на одном из инструментов великого мастера. Как рассказала нам сама Марианна Васильева, так чтобы наверняка, они попросили инструмент сразу у двух швейцарских коллекционеров и одного итальянца. Но неожиданно все трое ответили отказом. При этом европейцы не скрывали, что отказывают они по политическим мотивам.
Для Марианны Васильевой ноябрьский концерт в Филармонии станет возвращением на родную сцену. Молодая скрипачка, уже хорошо известная в Европе, 9 лет не играла в Петербурге. По её словам, исполнять 24 каприса Паганини на скрипке Гварнери дель Джезу – огромная ответственность и в тоже время ни с чем не сравнимое удовольствие, как для музыканта, так и для слушателя. Ведь музыка, исполнитель и скрипка в его руках – это то, что делает нашу душу совершеннее. И сейчас еще остается надежда, что к концерту все-таки удастся договориться с кем-нибудь из коллекционеров, и привезти в Петербург знаменитую скрипку. Но даже если этого не случится, зная талант Марианны, можно смело утверждать, что концерт в Филармонии 18 ноября станет украшением музыкальной жизни города.