Пасмурно  −5…−5°C
Вход
Добавить на сайт
Афиша СПб / Материалы / Театр / Алексей Ершов: "Любая простая человеческая история – это уже искусство"

23 марта 2017 г. 14:40 1677 Культура

Алексей Ершов: "Любая простая человеческая история – это уже искусство"

Каждое воскресенье со 2 апреля по 14 мая на разных улицах Петербурга будет разворачиваться театральный перформанс. Местом действия станет город, а героями – люди, которые случайно встретятся на улице. Точное время и место проведения спектакля будут сообщать за несколько часов до его начала. Алексей Ершов, автор идеи и режиссер проекта "Театр. На вынос", рассказал нам о подробностях акции.

Читать нас в Яндекс.Новостях

Алексей, какими проектами вы занимались ранее? Как пришли к театру и перформансу?

Я долгое время работал в Москве в "Театре им. Йозефа Бойса", который основал Георг Жено. Вместе с ним мы сделали такие проекты, как "Я – Анна Хельга", "Лир репетирует смерть", "Страх". Я участвовал в его лаборатории, которая называлась "Драма памяти" и была связана с историческими документами, хранящимися в архивах Мемориала. Еще я участвовал в лаборатории Кирилла Серебренникова "Транскрипция", где мы занимались современной музыкой и переносили ее в театральное пространство. Участвовал в перформативных лабораториях в Костроме и на "Открытой сцене" в Москве. Что касается того, как я пришел к театру и перформансу... Это интересный вопрос, я много переезжал в своей жизни, у меня родители военные, и я практически проехал по всей стране, много чего видел и был в очень разных жизненных ситуациях. Возможно, из-за этого меня привлек театр и его возможность рассказывать об этом.

У вас, оказывается, огромный опыт. Вы пишете, что вас всегда привлекала идея граффити и стрит-арта, а занимались ли вы уличным искусством? Может, кто-то из художников этого направления вам близок?

Граффити я никогда не занимался, если только писал на заборах матерные слова, за которые потом нас ловили соседи и ругали. Со стрит-артом тоже не имел дела, но у меня есть любимый художник, наверное, он как и у многих, – это Бэнкси. Его творчество и фильмы, например, "Выход через сувенирную лавку", – или "Бэнкси уделывает Нью-Йорк", – как раз вдохновили меня на создание проекта "Театр. На вынос". В фильме "Бэнкси уделывает Нью-Йорк" он в течение 30 дней делает ежедневно по одной новой работе и таким способом общается с людьми через свое творчество, и люди ездят по всему городу, разыскивая его работы. Отчасти это меня и вдохновило. Ты вступаешь своим творчеством в коммуникацию с людьми через пространство города. Мне кажется, это важно сегодня.

Сегодня мы можем говорить о развитии сайт-специфик театра в России. Можно вспомнить фестиваль "Точка доступа" в Петербурге или спектакль "Лабиринты Венеры" в Гатчине. Что вы думаете об этом направлении? Что вам близко?

Я стараюсь следить за этим направлением, в частности, за фестивалем "Точка доступа", и за другими проектами – в Москве. Меня очень вдохновляет спектакль "Неявные воздействия" Севы Лисовского, где они отправляются из одной точки в путешествие по всему городу и включают случайных людей в действие. Также мне понравился спектакль "Сталкеры" с участием Бориса Павловича, который был сделан как раз в рамках "Точки доступа" в Петрикирхе.

Мне любопытно это направление. Вот, например, мы с моим другом делали спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева "Чему я научился у змеи" в трамвайном депо, который потом показали несколько раз. Сайт-специфик сейчас активно развивается в России и, честно говоря, мне кажется, что сейчас все самое интересное происходит в городе, а не в академических пространствах.

Странно, что мы почему-то все привыкли говорить, что путешествие это, когда мы едем в Мадрид, или в Берлин, или на море. Мы выходим в город каждый день и не знаем, что нам встретится и что будет за углом. И если мы себя действительно настраиваем себя на то, что мы путешествуем, выходя из своего подъезда, то так и происходит.

Сайт-специфик позволяет создать такие условия, когда спектакль, например, происходит в церкви, где ты до этого никогда не был, и где пространство тоже играет одну из главных ролей. Или, как у Севы Лисовского "В неявных воздействиях" – ты просто отправляешься в путешествие, и по-другому воспринимаешь привычный для себя город. И он работает на этот спектакль. Стирается граница между жизнью и искусством, само пространство вдруг становится главным героем.

"Неявные воздействия" Севы Лисовского

Как вам пришла в голову идея акции "Театр. На вынос"?

В моем проекте очень важно знакомство и общение с людьми, которых я раньше не знал. В какой-то момент я понял, что круг моих знакомых очень ограничен: это художники, актеры, музыканты, в общем, арт-тусовка. Я почувствовал недостаток во встречах с людьми, которые занимаются чем-то совершенно другим. Не творчеством, не какими-то безумными проектами, а например, тем, что подметают улицы.

Я знаю больше про спектакли режиссера Дмитрия Волкострелова, но про человека, который подметает улицы, ничего не знаю. Мне захотелось разрушить свои собственные границы восприятия: города, людей, и расширить свою вовлеченность в жизнь.

Мы, мне кажется, привыкли к стереотипам, которые навязываются нам СМИ. Я же сознательно не хочу вешать ни на кого ярлыки и сокращаю дистанцию. В этой истории мне интересна повседневность, и то, что любая простая человеческая история – это уже искусство.

Вы уже выбрали места, где будут проходить спектакли? Или решения будут приниматься спонтанно в короткое время до показа?

Нет, я еще не выбрал места, потому что в идее проекта "Театр. На вынос" очень важно со-творчество, со-участие того человека, который становится главным героем, и поэтому пространство должно быть сочинено нами вместе. Решения будут приниматься спонтанно, так как мне важно, чтобы и герой и пространство сохранили себя - место будет связано с их личной историей, без моей переработки. Важно, чтобы это было его пространство и чтобы оно тоже помогало, – хочется идти от героя, с которым я встречусь, а не придумывать заранее что-то у себя в голове.

А как вы будете выбирать людей? Соавторов, актеров? Какие критерии? Что заставляет людей соглашаться? Все-таки это такой выход из зон комфорта, не каждый сможет пойти на это.

Тут мое интересное наблюдение: мне кажется, сейчас наступило такое время, когда люди хотят, чтобы их слушали, чтобы у них появилась возможность поделиться своим опытом. И потому, когда я рассказываю людям про проект, про то, что они смогут поделиться своим опытом, они чаще всего откликаются на энергию моей идеи. Критерий выбора героев только один. Я выхожу в город и просто путешествую по нему. Я гуляю по нему сознательнее, чем раньше. Я встречаю разных людей на своем пути: кто-то вызывает во мне симпатию или я его боюсь и он мне чем-то неприятен, либо, наоборот, настолько прекрасен, что я боюсь подойти. Может быть он какой-то радикал, и я снова боюсь подойти.

Иными словами, как только возникает внутри какое-то чувство, я его сознательно рушу, разрушаю эту дистанцию и говорю себе: "Стоп, Леша, откуда ты знаешь, какой это человек?" - подхожу к нему и знакомлюсь. Мне важно сокращать эту дистанцию. В этом же есть и история моего личностного роста, развития.

Почему именно семь: семь недель, семь героев, семь спектаклей?

Когда я задумал этот проект, первоначальная идея была, что я сделаю эти спектакли в течение одной недели: ну, некое сотворение мира, внутреннего мира. Но из-за того, что этот проект связан лично со мной, и из-за того, что у меня выходной только в воскресенье, идея немного трансформировалась, и я решил делать по одному спектаклю в неделю. Хотя в Москве, или в других городах, может быть, летом, когда у меня будет отпуск, я попробую сделать его в течение недели.

Вы будете выкладывать место и время показа за несколько часов до начала в группе. Кто ваш главный зритель: тот, кто ждет спектакля, или случайный, проходящий мимо?

Да, мы будем выкладывать точное время и место в социальных сетях за несколько часов до спектакля. Для этого мы создали нашу группу "Театр. На вынос" (ВК, Facebook), в которую пытаемся пригласить всех друзей: театральных и не-театральных. Конечно, мы надеемся, что к нам придут люди, которых мы приглашаем, но, безусловно, нам важен и случайный зритель, ведь наше общее пространство – город. И нам важно видеть то, как будет происходить столкновение зрителей, которые знают о нас и тех, которые будут проходить мимо и, заинтересовавшись, останавливаться.

По информации: https://vk.com/teatr_navynos
Алексей Ершов
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Gorilla ParkПарк развлечений Gorilla ParkAngry Birds Activity ParkПарк активного отдыха Angry Birds Activity ParkУкроп на Малой КонюшеннойКафе Укроп на Малой КонюшеннойЦентрСобытийПлощадка для мероприятий ЦентрСобытий

Комментарии пользователей

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте Facebook
Ваше имя
 



Статьи по теме
Надо знать: новинки театрального сезона 2019 Надо знать: новинки театрального сезона 2019 Для истинного петербуржца осень – это начало нового театрального сезона. Рассказываем, что приготовили для зрителей театры Петербурга и куда стоит приобрести билеты прямо сейчас....
Главное в Петербурге
Правильно отвечайте на вопросы и получите возможность выиграть один из сувениров от Air Canada.

Добавьте спектакль "Спасатель!" в свой календарь. Случайным образом мы выберем счастливчика, который получит билеты на спектакль 22 декабря в ДК "Выборгский".