2956
Марина Алексеева: "Я иду по пути свободных ассоциаций"
23 сентября в Петербурге стартует 14-й Международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее", в рамках которого в Музее сновидений Фрейда будет представлен проект Марины Алексеевой "Быстрые движения глаз". Мы поговорили с художницей в преддверии открытия выставки о самоцензуре, "подвалах" и "чердаках", выходе из "лайтбокса" и иллюзиях.
Марина Алексеева
Марина, у вас достаточно долгий и интересный творческий путь. В 70-е годы вы занимались керамикой, затем стояли у истоков женской художественной группы "Я люблю тебя, жизнь", а в конце 90-х поселились в Коломягах, где открыли галерею "Сельская жизнь". За плечами – множество как персональных, так и групповых выставок. В связи с этим, как бы описали то, что происходит в мире современного искусства в Петербурге сегодня? Что изменилось? Каковы ваши ощущения?
Мне сложно судить обо всем искусстве Санкт-Петербурга, оно все-таки состоит из отдельных творцов. Могу сказать только о себе и ближайшем окружении. Как я скажу позже, мне свойственен такой способ работы – я просто вываливаю из моей головы все, что в нее приходит, в любом порядке, не отслеживая толерантность и правильность этого. Просто как попало и что взбредет. И изменения точно есть.
Если раньше я безболезненно вставляла в видеоряд, например, голову Путина (или что угодно из подобного рода ассоциаций), если она вдруг появилась в моем воображении, то сейчас, в тот момент, когда эта мысль приходит мне в голову, я ее сознательно не излагаю. Включаю сознание. Такие же изменения я встречала и у прекрасных во всех смыслах художников и галеристов. Это самоцензура, это ужасно, это движение к концу свободы.
Расскажите о вашем методе творчества – в одном из интервью, вы говорили, что ваши "живые коробки", например, ведут начало от "секретиков", которые девочки закапывают в детстве. Касательно проекта "Быстрые движения глаз" вы говорите о методе свободных ассоциаций. Из чего рождается ваше искусство?
Из всего. Как из "окружалки", так и из самого себя. Думаю, Фрейд быстро разобрал бы всё это по полочкам, поставил бы диагноз. "Секретики" – те же "подвалы" и "чердаки", а уж видео в проекте "Быстрые движения глаз" – просто находка для психоаналитика, ведь я действительно иду по пути самых свободных ассоциаций. Только я почти не сомневаюсь, что дело обстоит гораздо сложнее...
Вы создавали этот проект специально для Музея сновидений Зигмунда Фрейда или это удачное стечение обстоятельств?
Проект придуман мной давно, а тут как раз стечение обстоятельств – музей Фрейда идеально подходит для него по всем параметрам – световой режим, экспонаты – "свободные ассоциации", камерный формат, возможность создать иллюзию в музее иллюзий.
Музей сновидений Зигмунда Фрейда
Вы ставили перед собой какие-то задачи при создании "Быстрых движений глаз"? Может быть, благодаря этому проекту экспозиция Музея сновидений Зигмунда Фрейда стала раскрываться и читаться иначе?
Я практически не сомневаюсь, что экспозиция Музея с этим проектом обретет новые черты, очень уж органично он влился в экспозицию. Для себя я пытаюсь решать задачу расширения горизонтов (в том числе буквально – выйти из "Лайтбокса"), и это один из следующих шагов, благодаря которому я стала осмысливать пространство менее замкнуто, получила новый опыт экстраверсии.
Как ваша работа соотносится с темой фестиваля – "Факты и вымыслы"? В этом проекте можно будет увидеть какие-либо исторические/политические/социальные мотивы или он все же обращен к чему-то личному и стоит несколько особняком от других проектов?
Абсолютно буквально. В экспозиции находятся совершенно фактические вещи, их при желании можно пощупать. В пространство, которое окружает эту фактическую вещь, транслируется видео. Это не реальный экран, это просто воздух. Иллюзия. Вымысел.
Проект "Быстрые движения глаз"
Ждете ли вы конкретной реакции от зрителя на вашу работу? Насколько она вам важна?
Реакция зрителя безусловно важна.
Где в ближайшее время можно будет еще увидеть ваши работы?
Если все сложится, то на выставке WATERFRONT на заводе "Севкабель" в конце сентября можно будет увидеть мою инсталляцию. Опять же, если все будет хорошо, то в ноябре этого года состоится премьера оперы композитора Раннева "ПРОЗА" в московском Электротеатре, где я выступаю в роли художника-постановщика и художника видео.
Музей сновидений Фрейда, 14-й международный фестиваль "Современное искусство в традиционном музее" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|