В Ленинграде в середине 20-х гг. прошлого века несколько молодых поэтов: А. Введенский (1904-1941), Д. Хармс (1905-1942), Н. Заболоцкий (1903-1958), И. Бахтерев (1908-1996), а также примкнувшие к ним позднее К. Вагинов (К. К. Вагенгейм) (1899-1934) и неформально Н. Олейников (1898-1947) создали новую поэтическую группу, дав ей веселое название «Чинари» (на жаргоне — окурки), позднее переименованную в Объединение реального искусства (Обериу). По предложению Хармса, букву «е» заменили буквой «э» для таинственности, а букву «у» добавили для веселья. Так возникла группа ОБЭРИУ.
Но не только ради литературного куража объединились талантливые молодые люди. «Расширить и углубить смысл предмета и слова», взглянуть на мир «голыми глазами» — по выражению Заболоцкого; «В СССР завал вульгарным материализмом, стремящимся сковать вольные движения человека. Мы, доктора общественного желудка, дадим вам слабительного. Нужно жить очаровательно» — Д. Хармс. Вот кредо, сформулированное авторами нового манифеста ОБЭРИУ.
За внешним абсурдом их строк просвечивал реальный абсурд действительности. Это и раздражало идеологов новой советской власти. В конце 1930-х гг. группа ОБЭРИУ была разгромлена, а ее участники репрессированы. Многие погибли в сталинских застенках и лагерях, некоторые (Н. Заболоцкий, И. Бахтерев, Я. Друскин) после длительных сроков заключения вернулись в литературную жизнь. Благодаря Якову Друскину архивы Д. Хармса и А. Введенского были спасены в блокадном Ленинграде, часть литературного наследия сохранила по памяти последняя жена Хармса Марина Малич (находясь в оккупации, была вывезена немцами на работы в Германию, после войны эмигрировала в Венесуэлу, умерла в 2002 г. в США).
Когда в 1972 г. мне случайно в руки попались машинописные листки некоторых миниатюр Д. Хармса, я стал читать их своим друзьям. Некоторые из моих слушателей в полном смысле слова «падали под стол» от смеха, некоторые абсолютно не воспринимали услышанное. Позднее абсурд современной жизни стал настолько очевиден, что литературная парадоксальность обэриутов уже воспринималась вполне адекватно, а их творчество стало неотъемлемой частью нашей культуры.
Насколько современны обэриуты сегодня, судить зрителям и слушателям литературно-музыкального моноспектакля «Из дома вышел человек... или Похождения Хармса и Ко».
заслуженный артист России Алексей Емельянов
заслуженный артист России Александр Ямпольский (скрипка)
заслуженный артист России Валерий Кроль (фортепьяно)
учащиеся студии художественного слова ГДТЮ
Автор проекта — Анна Яковлева