Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова продолжает цикл лекций о культуре и искусстве в рамках программы БДТ "Эпоха просвещения".
22 октября
Ануш Варданян "Границы допустимого: проверка сериалом"
Телесериал как вид аудиовизуальной деятельности уверенно пересек границу некогда отведенного ему «парка развлечений» и превратился в самостоятельный вид искусства. Как это произошло? Эксперименты с изображением, жанром, стилистикой, форматом привели к тому, что в западном мире сериал стал лабораторией тестирования жизнеспособности общих ценностей: от политики до религии, от экономического устройства до семейных устоев, от армии до правоохранительной системы — все подвергается бомбардировке неудобными героями и чрезвычайными, хоть и вымышленными, обстоятельствами. В придуманных сценаристами сюжетах подвергаются сомнению общепринятые границы повседневности и привычные образцы поведения. В сериалах моделируется новая жизнь общества. На примере лучших образцов сериального искусства мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы и проследить обозначенную тенденцию в отечественной телепродукции.
Ануш Варданян — российский сценарист и писатель, автор более двадцати сценариев кино- и телефильмов и сериалов, четырех книг. Среди ее работ — сценарии к фильмам «Обратное движение» (приз фестиваля «Кинотавр» 2010 года), «Василиса» (2013), «72 часа» (2015). Из литературных работ — книга «Леонид Менакер. Режиссура профессия одинокая» (2014), романы «Воск» (2014) и «Мой папа —сапожник и дон Корлеоне» (2014).
5 ноября
Анна Некрылова "От народных праздников к праздникам для народа"
Тенденция создавать праздники для подданных появилась еще во времена Петра I. Но у подданных Империи были и собственные праздники, они составляли крестьянский календарный цикл. В XIX веке «народом» именовали крестьянство. Крестьянскими праздниками интересовались в первую очередь этнографы. После революции народом стали все. Для советского народа Рабочее-крестьянская власть создавала праздники сама.
Анна Некрылова — фольклорист, театровед, кандидат искусствоведения, научный сотрудник Института русской литература РАН (Пушкинский Дом). Член жюри первых фестивалей национальной театральной премии «Золотая маска», постоянный член жюри Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»; эксперт, председатель и член жюри различных всероссийских театральных фестивалей, в том числе фестивалей театров кукол. Автор работ по русским традиционным городским праздникам, фольклорному театру, русскому народному календарю. Среди них: «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII − начало ХХ века» (1984) и «Круглый год. Русский земледельческий календарь» (1989).
19 ноября
Михаил Отрадин "А. Апухтин: от романса к роману"
В этих строках Апухтина, написанных с оглядкой на «Мою родословную» Пушкина, скрыты две неточности. Русскому читателю поэт Апухтин был уже известен как очень умелый и даже искушенный стихотворец. А что касается прозы, к которой он обратился в конце 1880-х годов, то прислушаемся к мнению Михаила Булгакова : «Апухтин — тонкий, мягкий, ироничный прозаик... Какой культурный писатель!»
Михаил Отрадин — профессор, доктор филологических наук, автор статей и монографий, посвященных русской литературе XIX века, Среди них: «Проза И.А.Гончарова в литературном контексте» (1994), «На пороге как бы двойного бытия...» (2012), читает курсы «История русской литературы второй половины 19 века», «Литературное путешествие» в русской литературе 19 века», «Люди 1840-х годов в жизни в литературе». Член Союза писателей Санкт-Петербурга.
3 декабря
Иосиф Райскин «От «Перезвонов» к «Русским сезонам». В. Гаврилин, Л. Десятников и русский фольклор
Современные композиторы — каждый на свой лад — стремятся к более глубокому проникновению в стихию народного творчества. Родниковый мелодический дар Валерия Гаврилина настолько укоренен в земле Вологодчины, что кажется соприродным ей. Это и позволило ему в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» стереть границу между фольклором и профессиональной композицией. Леонид Десятников — горожанин, казалось бы, не близкий к крестьянскому фольклору, всем своим воспитанием, консерваторской школой, подготовлен был к созданию «Русских сезонов» для сопрано, скрипки и камерного оркестра. Вдохновившись «Песнями русского Поозерья», он, во всеоружии композиторского мастерства, погрузил их в общеевропейский универсальный музыкальный контекст, сделав достоянием филармонических залов.
Иосиф Райскин — музыковед, историк музыки, музыкальный критик, главный редактор газеты «Мариинский театр», председатель секции критики и музыкознания Союза композиторов Санкт-Петербурга. Автор статей, рецензий, обозрений в журналах и газетах, аннотаций и буклетов к концертам и спектаклям, к грампластинкам и компакт-дискам. Автор-составитель сборников «Гаврилинские чтения» (2011; 2015). Автор и редактор сборников «Жизнь религии в музыке», вып. 1 – 5 (2004 – 2012). Автор и соредактор сборника статей и интервью «Музыкальный мир в новом тысячелетии. Взгляд из Петербурга» (Часть 1. 2012; Часть 2. 2015). Редактор отдела музыки и автор статей в «Русском Гуманитарном Словаре (РГС)» в 3-х томах (2002). Автор большого числа статей в Encyclopedia Britannica, в новом 22-томном издании The New Grove Dictionary of Music and Musicians.
17 декабря
Марина Разбежкина От «Яра» С. Есенина к фильму «Яр» М. Разбежкиной
Еще в университете я поняла, что никакой Есенин не певец березок. Что, рассказав историю Карева, альтер-эго самого поэта, он прошел как нож по корневым вопросам русского сознания. «Яр» — повесть, которая легла в основу нашего фильма, была написана в 1915 году еще совсем юным, двадцатилетним Сергеем Есениным. Поэтому особенно поражает, как точно и жестко этот юноша написал портрет своей эпохи и своего героя, пытающегося разорвать все природные связи. Мне хотелось снять реальную историю с иррациональным, метафизическим содержанием. Сегодня интересно проанализировать не только есенинский «Яр», но и то, как возникли в фильме фольклорные сюжеты, которых нет в повести: обряд опахивания, очищение молоком, песня про недоросточка. В фильме «Яр» мифологическое стало подлинным, а реальное — мифом. И об этом мы тоже поговорим.
Марина Разбежкина — российский сценарист, кинорежиссер, продюсер, основатель и преподаватель Школы неигрового кино и театра. Член Киносоюза, Гильдии Неигрового Кино и Телевидения, Европейской Академии киноискусства. Автор более 30 документальных картин и 2 художественных полнометражных фильмов. Победитель множества российских и зарубежных кинофестивалей.
* Для зрителей БДТ, имеющих билеты на спектакли театра, проводимые в тот же месяц, что и лекция, вход бесплатный. Вход по билетам открывается за 10 минут до начала лекции. Количество мест ограничено.