История кинематографа Финляндии, Швеции и Дании. Параллельная программа Фестиваля фотографии Cеверных стран.
В начале ХХ столетия Дания и Швеция создали крупные кинопроизводства и оригинальные жанры и уже в 1910-х годах успешно конкурировали на мировом кинорынке. Стилистика, герои и сюжеты фильмов свидетельствовали об оригинальном качестве скандинавских картин.
Традиции кино, заложенные в начале века, получили развитие в послевоенные десятилетия. Фильмы шведских и датских режиссеров, отмеченные наградами мировых кинофестивалей в 1950-е — 1960-е, вызвали волну интереса во всем мире. С годами внимание к этим фильмам и их авторам не ослабло. Их пересматривают, изучают, ими вдохновляются.
Казалось бы, можно прочертить линию из выдающихся имен — от Шёберга и Бергмана до Мудиссона и Андерссона, от Кристенсена и Дрейера до фон Триера и Боэ; линию, на которую словно нанизывается история скандинавского кинематографа, представленного на кинофестивалях и в справочниках.
Однако картина не будет полной, если оставить без внимания локальные явления северного кино, популярные внутри одной страны, но мало известные мировой аудитории. Так, в значительной степени оказывается недооценен кинематограф Финляндии. Знание локальных жанров и направлений расширяет представления о специфике кино Северных стран, одновременно вписанном в мировой кинопроцесс и остающемся обособленным в рамках своих традиций.
25 января: Сага о Земле Обетованной. Сто лет шведского кино
Алексей Гусев, историк кино, кинокритик, член ФИПРЕССИ
Сегодня для большинства зрителей шведское кино — это в первую очередь Бергман и еще раз Бергман; но не с Бергмана оно началось, не Бергманом и закончилось. Именно шведские режиссеры открыли когда-то для мирового кинематографа возможность работать с пейзажем как с полноправным героем фильма, обладающим своим характером и линией роли; именно шведским режиссерам эпоха «новых волн» обязана умением сплавлять мечту о бунте с ответственностью перед памятью. Да и сейчас шведское кино вовсе не замкнулось в своей аккуратной провинциальности, как могло показаться еще лет 15 назад, — каннский триумф «Квадрата» Рубена Эстлунда тому подтверждение.
8 февраля: Догмы датского кино
Алексей Гусев, историк кино, кинокритик, член ФИПРЕССИ
Вот уже более двадцати лет мировой кинопроцесс пребывает под сенью «Догмы 95» — последнего из великих течений в истории кино. И хоть ему самому срок был отпущен недолгий, но влияние заповедей «Догмы» безвозвратно преобразило весь облик кинематографа, от фестивального арт-хауса до голливудских блокбастеров.
Финское кино: от современности к истории (дата уточняется)
Алексей Дунаевский, историк кино, кинообозреватель, программный директор Недели кино Финляндии в Санкт-Петербурге
Кино страны Суоми богато именами и названиями. «Неизвестный солдат» Эдвина Лайне, «Белый олень» Эрика Бломберга, фильмы Ренни Харлина, Аки и Мики Каурисмяки — вот несколько случаев, напоминающих об успехе финского кино за рубежом. Современные тенденции, например, преломление усвоенных, порой «экзотических» киножанров через национальную культурную традицию, побуждают и сейчас с интересом следить за новинками финского кинопроизводства.