Фестиваль пройдет с 22 по 26 августа в киноцентре "Великан Парк", вход на все показы — бесплатный.
2018 год также объявлен польским Сеймом Годом прав женщин. «Исходя из самых разных исторических и актуальных поводов, мы подготовили разнообразную программу кинопоказов, — говорит куратор программ киноклуба «Синемафия» Андрей Смирнов. — В честь исторического юбилея можно увидеть классику польского кино. Темы эмансипации отразят самые разные польские кинематографисты: от молодого режиссера Ягоды Шельц до главного киновундеркинда наших дней Кубы Чекая».
Откроет Фестиваль кино Польши (22 августа) биографическая драма «Мария Кюри» режиссера Мари Ноэль с популярной актрисой Каролиной Грушкой в главной роли. «Этот фильм — дань памяти великой польской ученой, двукратной лауреатке Нобелевской премии, женщине, опережавшей свою эпоху, — комментирует Эва Зюлковска, — и он очень важен для нас в контексте Года прав женщин». Байопик снят в копродукции с Бельгией, Францией и Германией, и в нем есть все: и мелодрама, и история эмансипации, и запретная любовь, и портрет эпохи. Фильм охватывает период между двумя ключевыми событиями в научной биографии Склодовской-Кюри. Действие начинается в 1903 году, когда супруги Кюри получают свою первую Нобелевскую премию, и заканчивается вручением Марии второй премии восемь лет спустя.
Польская киноклассика представлена исторической драмой «Смерть президента» режиссера Ежи Кавалеровича (23 августа). Картина рассказывает о первом президенте возрожденной Речи Посполитой Габриэле Нарутовиче и его трагической смерти. Нарутович занимал пост всего 5 дней — с 11 декабря по 16 декабря 1922 года — и был застрелен художником, борцом за независимость Польши, фанатиком-радикалом Элигиушем Невядомским. Ежи Кавалерович снял универсальный кинорассказ о власти и механизмах политического убийства. После этого фильма в 1978 году режиссеру был присужден «Серебряный медведь» за выдающиеся персональные достижения на 28-м Берлинском международном кинофестивале.
Документальное кино Польши (24 августа) представляет лента «Бексиньские. Видеозвуковой альбом» режиссера Марцина Борхардта, смонтированная из уникальных архивных съёмок семьи знаменитого польского художника-сюрреалиста Здзислава Бексиньского. История его непростых взаимоотношений с сыном Томеком и попытки заснять смерть собственной матери. «Мне до сих пор трудно понять, зачем он это делал, но когда я это увидел, то понял, что таким образом, с помощью камеры, он пытался как-то приблизиться к другим людям, потому что иначе у него не получалось», — объясняет Марцин Борхардт. Фильм, по сути, получился таким же семейным альбомом, где показано, как связи между людьми вопреки их желаниям и намерениям приобретают признаки распада и фрустрации. Это камерная, полная сочувствия к героям история о будничной жизни семьи, которая постепенно разрушается в борьбе за обретение взаимопонимания. Петербургскому зрителю фильм представит шеф-редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов.
«Лесной королевич» (25 августа) — вторая полнометражная работа Кубы Чекая, одной из главных звезд молодого польского кино. Режиссер вдохновился романтическим сумраком баллады Гёте «Лесной царь». Невероятно талантливый молодой человек живет под гнетом властной матери. Он — смысл ее жизни, их связь кажется неразрывной. Но в глубине души парень мечтает жить как обычный подросток — тогда как мать четко планирует его будущее гения: принуждает сына принять участие в международном научном конкурсе и записывает его в университет. Внезапно в жизни матери и сына появляется отец, который отсутствовал долгие годы — и молодой герой перестает быть центром вселенной... Кинокритики описывают новую работу Чекая как самый экзальтированный, рваный, ошеломляющий клиповым мышлением фильм новейшего польского кинематографа; прямой эквивалент переходному возрасту героя, считающему дни до апокалипсиса.
Завершит фестиваль (26 августа) дебютный фильм Ягоды Шельц «Башня. Ясный день». Картина начинается как семейная драма: в честь первого причастия дочери родители, хранящие от ребёнка секрет, приглашают в свой загородный дом родных, в числе которых оказывается и её биологическая мать (сестра хозяйки), скитавшаяся невесть где на протяжении шести лет. Вскоре кино перерастает в тревожный триллер: спокойная и дружелюбная гостья, пообещавшая сестре не открывать ребёнку тайну его происхождения, начинает мистическим образом влиять на окружающих. Неожиданная концовка и вовсе разворачивает ситуацию в сторону инфернального хоррора. Дебют Ягоды Шельц попал в программу авангардной секции Forum Берлинале 2018, и критики уже сравнивают Шельц с Йоргосом Лантимосом («Убийство священного оленя»). Молодого польского режиссёра и звезду мирового арт-хауса объединяет вера в трансцендентную силу кино и убеждённость в том, что отказ от реализма позволяет прикоснуться к правде о мире и людях.
Вход на кинопоказы бесплатный, необходима предварительная регистрация.