На фестивале «Современное кино Китая», который пройдет с 28 февраля по 3 марта в Санкт-Петербурге в кинотеатре «Аврора», покажут картины-сенсации современного китайского кинематографа: «Пепел – самый чистый белый», фильм-номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и тибетскую картину «Дзинпа», снятую на горном хребте Кукушили продюсерской студией Вонг Кар Вая. Почетным гостем торжественного открытия фестиваля 28 февраля станет режиссер Цзя Чжанке, обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля и неоднократный участник конкурсов в Канне и Берлине.
По пустынной дороге, рассекающей надвое монохромную плоскость бескрайнего и бесплодного тибетского горного плато, едет грузовик. За рулем его сидит Дзинпа - черная грива на лицо, кожаная куртка, зеркальные солнечные очки – так мог бы выглядеть Джонни Депп, родись он на Тибете. Внезапно грузовик сбивает овцу, а затем в кабину садится случайный путник – юноша с привязанным к ноге серебряным кинжалом, который пустился в путь для того, чтобы совершить кровную месть... Мистические, холодные пейзажи Тибета перемежаются с теплыми светящимися интерьерами, выразительный язык картины сух и точен. Дзинпа – буддистский термин, означающий попытку удержать сознание в одной точке времени и пространства, пребывающих в постоянном движении и изменении. Эту спартанскую, «созерцательную картину» тибетский режиссер Пема Цеден создал в партнерстве с гонконгской кинокомпанией Jet Тone, основанной легендарным Вонг Кар Ваем более четверти века назад, когда он снял «Пепел времени». Язык фильма «Дзинпа» - тибетский, можно даже услышать такой восхитительный фьюжн, как «О соле мио» на тибетском языке.
На фестивале «Современное кино Китая», который пройдет сразу в трех городах России в конце февраля, широкой публике будет показана эта и другие не менее знаковые китайские кинокартины, относящиеся к эпохам «шестого поколения китайского кинематографа» и нового китайского кино. В России фестиваль проходит впервые.
Каждый из фильмов, которые зрители увидят в дни кинофестиваля, представляет собой настоящую жемчужину современного китайского киноискусства. Все они различаются по жанру и настроению и иллюстрируют стилевое разнообразие актуального кинематографа Поднебесной. Каждая из картин станет интеллектуальным и эмоциональным потрясением для зрителя. «Пепел – самый чистый белый» (режиссер Цзя Чжанкэ) – фильм–участник Главного конкурса Каннского фестиваля, номинант на Золотую Пальмовую ветвь, получивший также приз Азиатско-тихоокеанской кинопремии за лучшую женскую роль - динамичная лента о любви танцовщицы к местному гангстеру. «Пепел» (Ли Сяофэнь) – криминальная драма в стилистике брутального азиатского неонуара. «Овдовевшая ведьма» (Цай Чэнцзе) – мрачная сатира в жанре фэнтэзи, победитель международного кинофестиваля в Роттердаме.
В США «China OnScreen Biennial» (так звучит американское название фестиваля) проводится с 2012 года и включает в себя не только кино, но и другие разновидности видеоискусства. «Мультикультурный диалог через движущиеся картинки» - так звучит слоган фестиваля. Но российская аудитория в корне отличается от американской – уверены его создатели.
- Азиатское кино для российской публики - это кино авторское, связанное с личностями режиссеров, - считает куратор программы Юлия Мыльникова, директор Института Конфуция в СПбГУ, - Зрители в стране (профессионалы индустрии не в счет) не имеют представления о состоянии национальной кинематографии Китая, об именах популярных артистов, о направлениях творческой мысли и жанрах, которые пользуются популярностью у самой большой аудитории в мире. Как правило, современная публика ассоциирует с китайской кинематографией эпические полотна и фэнтези вроде «Героя» и «Крадущегося тигра, затаившегося дракона».
Основная задача фестиваля «Современное кино Китая», по признанию организаторов - открыть российской публике феномен актуального китайского кинематографа, продемонстрировать, каким профессиональным, разным, интересным, а главное, понятным, может быть китайское кино. А также – создать своего рода моду на него – как это в свое время произошло с кино Южной Кореи. В эпоху стремительной интеграции Китая в мировое сообщество такая культурная экспансия обогатит и отечественных зрителей, и кинематографистов, и «свежей кровью», добавит в сам контекст современной российской культуры новые яркие штрихи.
Каждый фильм фестиваля публике особо представят профессионалы российского кино, будут организованы дискуссии и интервью. В дни фестиваля ожидается приезд режиссера Цзя Чжанкэ, одного из самых именитых кинематографистов «шестого поколения китайского кино», создателя фильмов «Прикосновение греха», «И горы сдвигаются с места», «Город 24» и «Платформа», неоднократного участника конкурсов в Канне и Берлине, обладателя венецианского «Золотого льва» за фильм «Натюрморт».
Программа:
28 февраля в 19.00 Пепел - самый чистый белый
2001 год, индустриальный округ Датун провинции Шаньси. Влюбленная в местного бандита девушка по имени Цяо во время нападения на их автомобиль берется за оружие, чтобы защитить любимого, и за это впоследствии садится в тюрьму на пять лет. Выйдя из заключения, Цяо отправляется на поиски Биня.
Данная картина вошла в основной конкурс Каннского фестиваля 2018 года и номинировалась на Золотую Пальмовую ветвь.
Обладатель Приза за лучшую женскую роль Азиатско-Тихоокеанской кинопремии (APSA).
Продолжительность: 02:17
01 марта в 19.00 Прах
Десять лет назад студент-медик и рабочий сталелитейного завода стали друзьями по переписке, когда случайно наткнулись на одну и ту же копию «Воскресения» Льва Толстого. Страсть и ненависть смешиваются, два убийства совершены, и двум друзьям пришлось расстаться. Молодой полицейский начинает расследование, которое не дает никакого результата. Десять лет спустя студент стал известным врачом и женился на своей возлюбленной. Рабочий вернулся в город со своей подругой-инвалидом. Между тем, полицейский не может выкинуть из головы неразгаданную тайну убийства. Последние десять лет принесли с собой большие перемены, каждый из персонажей должен выбрать путь к спасению или путь в ад.
Номинация на приз за лучший дебют на фестивале Camerimage.
Участник Международных кинофестивалей в Пусане и «Тёмные ночи» в Таллинне.
Продолжительность: 01:54
01 марта в 21.20 Овдовевшая ведьма
Потеряв дом и мужа, крестьянка по имени Ван Эрхао отправляется в путешествие с десятилетним братом погибшего мужа в прокачанном «семейном фургончике». Колеся на нем по градам и весям, она рассказывает мальчику о своей прошлой жизни. Чтобы найти убежище от зимней стужи, она притворяется шаманкой-ведьмой, обещая прогнать из деревни злых духов, и по иронии судьбы ее выдуманные колдовские трюки часто воплощаются в жизнь. Тем не менее, она скоро теряет свои способности из-за жадности и равнодушия людей, и история ее жизни в итоге заканчивается трагедией и разочарованием.
Фильм-победитель международного кинофестиваля в Роттердаме.
Продолжительность: 01:58
02 марта в 18.30 Дзинпа
На пустынной дороге, расчертившей столь же бескрайние, сколь и бесплодные равнины Тибета, водитель грузовика случайно сбивает овцу, а затем, не менее случайно, встречает молодого человека, который просит его подвезти. По дороге водитель грузовика замечает, что к ноге его нового друга привязан серебряный кинжал ‒ юноша явно хочет убить кого-то, кто некогда был к нему несправедлив. Их недолгое знакомство не только кардинально меняет жизнь водителя, отныне его судьба накрепко сплелась с судьбой загадочного пассажира.
Продолжительность: 01:26
03 марта в 18.00 Ребро
Ли Цзяньго ‒ набожный христианин и волонтер в церкви. Он узнает, что его единственный сын, Ли Хуаньюй, планирует перенести операцию по смене пола. Не представляя, как относиться к подобной новости, он обращается за советом ко всем, кого знает, и получает самые разные ответы. Однако, когда Лю Ман, один из трансгенденых друзей его сына, в отчаянии совершает самоубийство, Ли Цзяньго с новыми силами бросается на поиск путей к взаимопониманию с сыном.
Отчасти вдохновленный первым в Китае судебным процессом по иску трансгендера о половой дискриминации, фильм пытается найти баланс между серьезностью, негодованием и просвещением по данному вопросу. По всеобщему признанию, картина представляет собой убедительный взгляд на положение и социальное восприятие трансгендеров в Китае, в свете ряда законов, принятых в последние годы в КНР для защиты прав людей, прошедших через смену пола.
Продолжительность: 01:25
03 марта в 19.50 Слон сидит спокойно
Легенда гласит, что где-то в Маньчжурии живет слон, который сидит неподвижно, не обращая внимания на окружающий мир. Идея отправиться в Маньчжурию и увидеть этого слона захватывает персонажей фильма, мечтающих вырваться из замкнутого круга поступков и их последствий. Защищая друга от школьного хулигана, Вэй Бу толкает того с лестницы. Хулигана госпитализируют с серьезной травмой, а Вэй бежит из города. Вместе с ним окажутся и его сосед-пенсионер, которого выгоняет из дома сын, и его одноклассница, влюбленная в своего учителя. Тем временем Вэя разыскивают брат хулигана, учителя и родители.
Когда 29-летний дебютант Ху Бо представил продюсерам первую версию фильма, она длилась два с половиной часа. Получив требование сократить картину, Ху Бо изготовил нынешнюю - почти четырехчасовую - и покончил с собой. Студия передала все права на картину родителям режиссёра. Фильм объехал уже десятки мировых фестивалей и заслуженно стал культовым, награжден Призом ФИПРЕССИ в программе «Международный форум нового кино» на международном кинофестивале в Берлине и призом жюри NETPAC на фестивале «Меридианы Тихого» во Владивостоке.
Продолжительность: 03:50