Художественная выставка «Бытовка. ХХ век» раскрывает сквозь призму творчества Александра Гайлиса коренные проблемы быта русской провинции. В исторических условиях ХХ века, полных потрясений «переделки» социума, исконная неустроенность нашей глубинки приобретает иные масштабы и звучание.
Название выставки обусловлено необходимостью акцентировать внимание зрителя на проблеме неблагоустроенности и поверхностности нашего отношения к жизни, бесценной человеческой жизни.
Под «бытовкой» обычно принято полагать временное вспомогательное помещение, используемое для бытовых нужд на предприятиях и стройках в качестве временного жилья, а также для хранения инструментов и инвентаря. Казалось бы, какое это имеет отношение к ХХ веку и русской глубинке, в частности?
ХХ столетие для нашей страны обернулось грандиозным и поистине требующим великих жертв строительством века. Светлое будущее, к строительству которого так рьяно и безапелляционно призывала Партия, стало надгробием для настоящего не одного поколения людей. Официальная идеология призывала, даже требовала полной самоотдачи для достижения грядущих благ, которые, видимо, готовились для других.
Пренебрежительное отношение к человеку, узурпирование его жизни ради сомнительных и откровенно утопических целей привели к катастрофе, породившей запуганных, нравственно опустошенных людей, лишенных больших жизненных целей.
Художник, как наиболее тонко чувствующий, подмечая все эти перемены, запечатлел в своих картинах общие тенденции развития общества, выделил и выразительно представил социально-психологические типы провинциалов, создав цикл портретов «Волховчане».
Внутренний протест, нарастающий, подобный усиливающемуся гулу, поднимающемуся из неведомых глубин естества, выливается в несогласие художника с официальным искусством. Не смотря на то, что Александр Гайлис становился как художник в клещах социалистического реализма, дух свободы был настолько силен в нем, что позволил автору выйти за пределы жестких границ. Его творчество по духу близко к тем тенденциям, которые формировались в искусстве Ленинграда, так называемой, неофициальной культуре (нонконформизме).
Отсюда и стилистическое разнообразие его работ. Художник то конструирует пространство полотна плоскостями чистого цвета, то стремится к созданию сложно-фактурных произведений, то обращается к явной фигуративности, то уходит в абстракцию. Однако всегда Александр Гайлис экспрессивен в реализации творческих задач и правдив. Последнее ставит его творчество в ряд выдающихся художников ХХ века, искренне отстаивавших право на жизнь Искусства и Человека.